Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я иду по пути успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Помогаем школьнику настроиться на учебу после каникул


Кунакова Н.Ю.
педагог-психолог
Остались буквально считанные дни до завершения зимних каникул, и дети вернуться к своим школьным обязанностям. В связи с этим хотелось бы поделиться со взрослыми некоторыми размышлениями. Сейчас модно говорить о послепраздничных и послеотпускных «депрессиях». Считается, что вслед за длительным отдыхом наступает период длительной адаптации к работе (учебе), который характеризуется наличием у человека угнетенного состояния, быстрой утомляемости, «хандры» и пр. Действительно, бывает изменение ресурсного состояния в сторону его снижения после долгого «ничегонеделания». У детей оно выражается в жалобах на усталость, недомогание, нежелание учить уроки. Родители называют эти состояния лень.

Чтобы помочь школьнику вернуться в ресурсное состояние нужно прежде всего позаботиться о физической составляющей ресурса. Выспавшийся, бодрый, активный ребенок готов к учебным нагрузкам. Если во время каникул режим сна и отдыха нарушался, необходимо привести его в соответствие с обычным для школьных будней. Очень хорошо включить в расписание дня вечернюю прогулку вместо просмотра телевизора. Важно обеспечить полноценное питание (См. Питание для мозга»). Яркие краски в одежде, музыка и свет в доме помогут создать комфортную среду. Но это только часть заботы, которая необходима вашему ребенку и вам.

Огромную роль играет правильное общение. Оно помогает поддерживать психологическую составляющую ресурсного состояния, а именно: уверенность в своих силах. Меньше родительской критики в ответ на школьные трудности. Важно понимать, носят ли они временный характер или стойкий. Если ваш ребенок не в ресурсном состоянии, надо помочь ему вернуться в нег, и для этого можно посоветовать несколько приемов.

Прием 1. Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя ресурсным, то есть успешным, бодрым, уверенным. Помогите это пережить ребенку. Найдите фотографию, где он выглядит бодрым. Посмотрите веселый фильм (можно про школу) и прочитайте книгу. Переживания бодрого успешного человека вернуться и помогут справиться с хандрой.

Прием 2. Создайте «якорь» успеха. Это может быть все, что угодно. Любой предмет, который, как-будто, приносит удачу. Студены часто берут на экзамены такие талисманы или надевают одежду, приносящую удачу. Для школьника наличие маленькой игрушки или фотографии в портфеле будет означать защиту.

Прием 3. После каникул дети рассказывают друг другу о полученных подарках и новых играх. Это важная составляющая успешного человека. Если у вашего ребенка появился современный гаджет, стильные очки или модный ранец, он будет чувствовать себя увереннее среди сверстников, особенно если речь идет о подростках.

Прием 4. «Календарь радости». Ежедневно вечером вспоминайте три события, которые наполнили вашу жизнь радостью. Очень мощное средство настройки сознания на позитив.

Прием 5. Демонстрируйте ребенку паттерны уверенного поведения. В наше время модно быть активным, уверенным, готовым к переменам человеком. Если ребенок будет видеть перед собой лицо недовольного жизнью человека, который жалуется на обстоятельства, впадает в хандру, он начнет подражать родителю и «заразится» тревогой и грустью. Так что, в первую очередь, взрослым следует позаботиться о своем ресурсном состоянии.