Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я пользуюсь всеми возможностями добиться успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Роль родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста.


Склярова В.В.
педагог-психолог
По определению Американской ассоциации психиатров, психическое здоровье включает в себя активность, обучаемость, позитивное мышление, разнообразие интересов, чувство юмора и связь поколений. По Маслоу, это способность любить и быть любимым, отсутствие подозрительности, взаимная забота, ответственность, внутреннее доверие, жизнерадостность, отказ от допингов. Основа психического здоровья ребенка закладывается уже при слиянии материнской и отцовской гамет – это влияние качества половых клеток, особенностей двух генотипов, состояния здоровья матери и отца в момент зачатия, отсутствие ИППП, химических зависимостей. Безусловно, с этой точки зрения предпочтительной является планируемая беременность, ведь в рацион потенциального папы не должно входить даже пиво. Экстремально важен и период беременности. К примеру, курение будущей мамы повышает вероятность возникновения СДВГ в 3-4 раза. Важна осознанная работа будущей мамы в тандеме с врачом-акушером с целью предотвратить развитие пренатальных патологий (внутриутробных инфекций, гипоксии плода и т.п.), акушером в роддоме (частота родовых травм регистрируется в пределах 7%).

Мамам важно запомнить результат первого экзамена ребенка – оценки функционального состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар (рекомендованной ВОЗ с 1965 года) на 1 и 5 минутах рождения в баллах, хорошие показатели – 8/9. Сейчас малыши обязательно проходят в роддоме неонатальный скрининг (диагностика заболеваний, некоторые из которых вызывают задержку развития, в лечении которых главное – не упустить время: феникетоурия, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром, галактоземия, муковисцидоз). В течение 1-го года жизни ребенка конструктивна диспансеризация – раннее выявление нарушений развития и планомерная помощь, обязательные осмотры в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев, особенно для детей из групп риска, к которым относятся:
  • дети, перенесшие перинатальную патологию
  • дети с наследственной отягощенностью
  • дети из неблагополучных семей
  • приемные дети
  • дети, страдающие некоторыми хроническими соматическими и эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, например)
  • дети с нарушениями зрения, слуха
  • дети, перенесшие психические травмы
Трудно переоценить важность грудного вскармливания для формирования головного мозга ребенка. Оно необходимо как минимум до года, особенно для ослабленных детей, мальчиков (научно доказано, что пищевая ценность женского молока повышается тогда, когда у матери мальчик). На осмотре в 1 год можно уже возможно выявить такие патологии, как двигательные нарушения, асинхронии развития, задержки психо-речевого развития, умственная отсталость, пароксизмальные нарушения, фобические расстройства, нарушения сна. Обязанность родителей – контролировать, чтобы осмотр ребенка неврологом проводился в их присутствии, мягко, не психотравматично, так как с 9 месяцев малыш начинает различать своих и чужих, и в 1 год испытывает стресс при врачебном осмотре. Также после естественных родов в течение первого года жизни постарайтесь показать ребенка врачу неврологу-остеопату, чтобы определить, сбалансирована ли цервикальная зона (шея).

На осмотре в 3 года выявляют аномалии развития, речевые патологии, тики, СДВГ, а также такие «маленькие» проблемы, такие, как капризы, возбудимость, нарушение сна, негативное отношение к горшку, стереотипные действия (например, сосание пальца), нарушение пищевого поведения (чрезмерная избирательность в пище).

Чем раньше выявлена проблема, тем больше вероятность абилитации ребенка! По мнению педагогических работников коррекционных детских садов и домов ребенка, шансы на успешность ребенка значительно возрастают, если он получает помощь специалистов, к примеру, не в 3, а уже в 2 года.

Обучение всех малышей, и здоровых, и с особенностями развития, одновременно строится по нескольким направлениям: развитие сенсомоторной сферы (до 3 лет тождественно когнитивному), эмоциональное (тактильный контакт с родителем, минимизация стрессов), социальное (вербальная обратная связь, внимание от значимых взрослых). Недостаток одного компонента неизбежно сказывается на формировании остальных.

Период до 8 лет называют периодом сенсомоторного развития. Важно отметить приоритет телесно-ориентированных методов в коррекционной работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Что может сделать родитель, чтобы помочь своему ребенку развиваться, особенно если малыш не совсем здоров и имеет какой-либо неврологический диагноз? Вовсе не обязательно тратить семейные средства на дорогие занятия с названиями в честь известных ученых. Мама и папа могут начать обучение и сами.

Малышам до 3 лет подходят старинные народные потешки с программой движений, которую необходимо усвоить («Поедем, моя милая, в деревню жить...», «Сорока-белобока» и т.п.).

Этапы разучивания игры:
  • Взрослый сначала показывает малышу игру сам
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка
  • Взрослый и ребенок выполняют действия одновременно, взрослый проговаривает текст
  • Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст
  • Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Хорошие стихи вызывают интерес и легко запоминаются, речь совершенствуется. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша представляются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

В раннем возрасте вообще нельзя разделить двигательные и речевые функции. По Бернштейну, развитие их происходит совместно. При выявлении речевой патологии хорошие результаты дают занятия пальчиковой гимнастикой, ритмикой, упражнениями из детской йоги, нейропсихологической сенсомоторной коррекции, бассейн, массаж общий, рук и ступней. Если Вы чувствуете какие-либо трудности при самостоятельном обучении малыша, уместно обратиться за консультацией к логопеду, дефектологу или нейропсихологу раннего возраста.

Рекомендованная для будущих и настоящих родителей литература:
  • Лизель Полински "PEKiP. Игра и движение. Более 100 развиващих игр для детей первого года жизни". Теревинф, 2012.
    Опора на двигательную и познавательную активность младенца в первый год его жизни - ключевое положение "Пражской родительско-детской программы" (PEKiP), которая с середины 70-х годов XX века широко распространилась и по сей день успешно используется в разных странах. Первое издание книги "PEKiP: игра и движение" появилось в 1993 г. и стало бестселлером в Германии.
    В книге, иллюстрированной многочисленными фотографиями, представлены двигательные и сенсорные игры, которые способствуют гармоничному развитию младенца. Описываемый в ней подход поможет родителям лучше понимать своего ребенка, преодолевать возникающие трудности, сделает отношения между ними более близкими и теплыми.
    Для родителей детей первого года жизни, а также педиатров, психологов и других специалистов, причастных к работе с детьми раннего возраста.
    6-е издание, переработанное и дополненное.
  • Франсуаза Фридман "Йога для малышей", М.: «Этерна», 2008 г.
    В книге излагается уникальная методика совместных йоговских упражнений для родителей с новорожденными детьми и малышами первого года жизни. Это поможет вам научиться правильно обращаться с младенцем, осознанно контролировать и направлять его развитие, наладить и укрепить психологические контакты с ним, а также быстро восстановить физическую форму после родов. Огромную пользу получат все - ребенок, вы, ваша семья, причем вне зависимости от того, занимались ли вы йогой раньше или же являетесь абсолютным новичком.
  • Мишель Чизбру "Йога для ваших детей", М.: «Попурри», 2009 г.
    Йога - один из лучших способов привести в гармонию физическое, эмоциональное и духовное развитие ребенка. Она особенно полезна для гиперактивных, тревожных или, наоборот, слишком пассивных детей. Занятия йогой не только укрепляют здоровье, улучшают общее самочувствие, но и повышают самооценку ребенка, концентрацию внимания, учат контролировать свое поведение и позволяют испытывать радость от самопознания и саморазвития.
  • Улла Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие". М.: «Теревинф», 2013 г.
    Книга немецкого эрготерапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно-интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях.
    Книга адресована родителям и специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам и др.
    3-е издание.
  • Потешки и пестушки. Аудиокнига MP3. Манн, Иванов и Фербер. 2013 г.
    В аудиокниге собраны около 100 потешек и пестушек. Это короткие стишки, которыми взрослый, общаясь с малышом, сопровождает свои действия (умывание, кормление, купание, убаюкивание и т.д.), элементарные игры или упражнения, способствующие развитию ребенка. Вы можете проговаривать стишки вместе с актером под фонограмму, а затем, выучив их наизусть после нескольких повторений, рассказывать малышу самостоятельно.
    Текст аудиокниги читает известный актер театра и кино, телевизионный ведущий Александр Олешко.