Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Внутренняя работа – основание для внешнего успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Близорукие дети

Коррекционно-оздоровительная работа


Луняка Екатерина Анатольевна
Студентка МГУКИ (5 курс, кафедра педагогики и психологии)
Проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы привыкли считать, что для детей самое важное - это хорошо учиться.
Практика научных наблюдений показывает, что у 45-60% детей за первый год обучения в школе ухудшается именно зрение и в первую очередь появляется близорукость. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа обучающихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости обучающихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.

Таким образом, профилактическая и коррекционно- оздоровительная работа выступает, как одно из важнейших направлений обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Мы рассмотрим сегодня практическую сторону профилактики и коррекции зрения. Профилактика и коррекция нарушений зрения у детей составляет сегодня большую проблему для начальной школы. Одна из главных причин роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, педагогов и врачей к вопросам гигиены зрения и освещения. Известно, что дефекты зрения не врожденные формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их довольно много, но особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Если учесть, что 90% информации поступает в человеческий мозг через зрительный анализатор, то легко представить, сколь большие нагрузки приходится испытывать органу зрения ученика.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями.

Факторы, стимулирующие нарушение зрения у школьников:
  • недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении),
  • неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения,
  • неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий,
  • очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей,
  • неправильная посадка за рабочим столом, вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись.
Нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения и прогрессирования зрительной патологии, занимает физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт, т. е. разумно- дозированный и оптимальный объем двигательной активности. Физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Хочется привести аксиомы Йога Раманантата: «Всё, что полезно для тела, полезно и глазам».

Упражнения для тела благотворно действует на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений – им необходимы ещё и свои собственные - упражнения для глаз.

Упражнения для глаз оказывают своё полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически – ежедневно и по нескольку раз в течение дня. Усталость глаз – одно из выражений общей усталости тела. Глаза, как и всякий орган, нуждаются в отдыхе: сама способность глаз к работе предполагает их отдых, а отдых для них – это упражнения, расслабление психики, и сон. Упражнения для глаз предусматривают: движение глазного яблока по всем направлениям для снятия напряжения с глазных мышц и расслабление.

Для укрепления зрения мы применяем различные виды упражнений и пользуемся некоторыми приемами лечения глаз:
  • зрительные паузы - коротки по времени, снимают утомление и расслабляют мышцы глаз, выполняются по мере необходимости в течение дня в режимных моментах: для этого дети закрывают глаза, напрягая мимические мышцы, и медленно открывают глаза (зажмуриваются), часто моргают - «крылышки бабочки»; выполняют движения глазными яблоками сначала влево и вправо до предела ( без напряжения и очень медленно), затем вверх-вниз, также медленно( 4-5 раз), после чего глаза закрыть на 30 сек.; вращение глазными яблоками по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против - по 3 вращения в каждую сторону(обязательное условие- голову не наклонять).
  • Упражнение «Перемещение взгляда при закрытых глазах».
    Цель - снять болезненные ощущения, восстановить «смазку» глаз. Положение - сидя или стоя. Длительность - 30-45 секунд. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение. Медленно, с напряжением переведите глаза в крайнее правое положение. Повторите упражнение 10 раз.
    Замечание: старайтесь не щуриться, следите за тем, чтобы веки не подрагивали.
  • Коррекционные физминутки - это общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз для укрепления зрения, проводятся на уроках, самоподготовке, внеклассных занятиях.
  • Упражнение «Большие повороты»
    Цель: это упражнение не только улучшает зрение, но и снижает или полностью снимает болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.
    Станьте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга и обратившись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.
  • Зрительные гимнастики – способствуют оздоровительному эффекту, предупреждают зрительное утомление, проводим между вторым и третьим уроками и перед самоподготовкой, (в нашей школе о начале зрительной гимнастики предупреждает звонок по расписанию). Зрительная гимнастика включает комплексы зрительных упражнений с тренировкой глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения, массаж глаз;

    Рисуй глазами треугольник (тренировочное упражнение)
    Рисуй глазами треугольник.
    Теперь его переверни вершиной вниз.
    И вновь глазами ты по периметру веди.
    Рисуй восьмёрку вертикально.
    Ты головою не крути,
    А лишь глазами осторожно
    Ты вдоль по линиям води
    И на бочок её клади.
    Теперь следи горизонтально,
    И в центре ты остановись,
    Зажмурься крепко, не ленись.
    Глаза открываем мы, наконец.
    Физминутка окончена. Ты молодец!


  • Массаж глаз - проводится во второй половине дня, его элементы включаются в зрительные гимнастики. Он прекрасно восстанавливает зрение, усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз, укрепляет мускулатуру глаз.
  • Цветотерапия.
    Упражнение «Цветовые ванны» восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах и выделение шлаков. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
  • Упражнение «Цветовые пятна»
    На зрительные ориентиры ( цветные пятна) предлагается обучающимся смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах)

    - красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
    - оранжевый или жёлтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость) и
    - синий, голубой или зелёный – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

  • Упражнение «Волшебное превращение»
    Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.
    Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг.
  • Волшебные игры для глаз (по методу И. Смирновой и С. Фатеева) - упражнения в занимательной игровой форме для снятия зрительного напряжения и профилактике глазных заболеваний (желательно, но не обязательно музыкальное сопровождение)
  • Коррекционно-оздоровительные игры-физминутки ( по Степановой)
    Коррекционно-оздоровительные игры-физминутки вызывая возбуждение одних участков мозга, усилива ют кровообращение и создают возможность для отдыха участ ков, находившихся в раздраженном состоянии во время учеб ных занятий. После такого короткого активного отдыха вни мание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, активизируется весь организм, снимается зрительное утомление.
  • Приемы лечения глаз - солнечный свет и видение чёрного поля закрытыми глазами – два могучих рычага в восстановлении и поддержании здорового зрения, поэтому мы используем некоторые приемы лечения глаз. Это:

    1) лечение солнцем (соляризация)- для человеческих глаз солнечный свет также необходим, как покой и расслабление и если глаза лишить света, то они утрачивают свою силу и заболевают; соляризацию проводят в три этапа по методике М. Корбетт, если нет возможности воспользоваться солнечным светом, то в домашних условиях солнце может заменить подходящий источник искусственного освещения или свечи, лампу следует расположить на расстоянии метра от лица; методика использования аналогична
    2) оладонивание (“пальминг”) - с помощью этого приема добиваются значительного расслабления мышц глаза; Пальминг регулярно используем в работе на уроках и во внеурочное время, заканчивать или начинать тренировочные упражнения рекомендуется пальмингом. Прежде, чем приступить к практике использования названных приемов лечения, мы обучаем детей технике выполнения данных приёмов.

  • Большое значение имеет аутотренинг, который то же улучшает зрение. С помощью аутотренинга человек может расслаблять мышцы, создавать состояние покоя, преодолевать боли, страх, упадок сил, утомление. Методы аутотренинга вполне приемлемы и необходимы для улучшения работы глаз. Аутотренинг применяем на уроках перед напряжённой работой, во второй половине дня во время самоподготовки, а так же предлагаем выполнять дома.
Проводя упражнения для глаз необходимо соблюдать следующие принципы:
  • системность воздействий;
  • постепенное увеличение коррекционной нагрузки;
  • индивидуально-дифференцированный подход, в зависимости от зрительной патологии,состояния здоровья ученика;
И помните, глаза самовосстанавливаемы и самоисцелимы, поэтому грамотно организованная работа в данном направлении обязательно принесет положительный результат. Очень важна и роль тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого, складываются единые взгляды на профилактическую, оздоровительную и коррекционную работу, и обучающиеся могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретённые умения трансформировать в навыки и привычки. С родителями детей, имеющих патологию зрения ведем разъяснительную работу по профилактике нарушения органов зрения, по вопросам соблюдения режима зрительной работы, выполнения основных динамических, статических, релаксационных упражнений и приемов массажа и самомассажа для органа зрения, организуем широкую просветительскую и консультативную помощь на родительских собраниях, показываем необходимые приемы, способы, средства коррекции, нормативные физические и зрительные нагрузки, а так же даём рекомендации по сохранению зрения детей.