Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я смело и уверенно прокладываю путь к успеху и исполнению желаний
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

От чего болят животики

От чего болят животики


Пучкова Е.Ю.
Психотерапевт

Живот человека издревле считался источником жизни. Выражение «пуп земли» - это не только образное описание центра, но и намек на человеческий пупок. Мир человека-это уникальный, индивидуальный, важный опыт и путь. Чувствовать свою ценность-это осознавать себя и свое бытие в отношениях с людьми и с окружающей природой.
Большинство соматических жалоб взрослых и маленьких пациентов на боли в животе является результатом эмоциональных расстройств.

С точки зрения анатомических особенностей - это место, где находится самое крупное скопление нервных клеток – солнечное сплетение, от которого отходят нервные волокна к внутренним органам, тканям, к пищеварительной системе.

Если обратиться к периоду вынашивания плода, то ребенок через пуповину во время внутриутробного развития, получает все необходимое для жизни, роста в организме матери. Эту связь с матерью, даже после того, как пуповина отрезана, мы чувствуем на протяжении всей нашей жизни. Привязанность- это то, что соединяет нас с нашей семейной историей, родовыми корнями.

Живот-это место не только нашей физиологической жизни. Пищеварительный тракт является осью эмоциональной жизни в младенчестве. Способ получения пищи, сам процесс имеет глубинные корни и отводит нас к ранним взаимоотношениям с мамой.

Мир ребенка сосредоточен на питании, и самые сильные эмоции, неудовольствие и удовлетворение, начинают ассоциироваться с различными аспектами пищеварительных функций. Сильный гнев или страх оказывают тормозящее влияние на функции пищеварительного тракта, на желудочную и кишечную секреции и на перистальтику.

В качестве эмоциональных установок, стимулирующих желудочно-кишечную деятельность, выступает голод, вид и запах еды, желание насытиться, а также менее конкретное желание получить помощь и расслабиться.

Кормление связано с отношениями с матерью, особенно в младенчестве. Мама- это тот человек, который открывал для нас мир полный чувств, ощущений, понимал наши потребности - эмоциональные, ментальные и физиологические.

Давно известно, что в первый год жизни младенца беспокоят колики в животе. Его организм адаптируется к новому приему пищи, и природа не зря задумала удивительную возможность получения питания для младенца – выработку молока организмом женщины. Женщина одновременно олицетворяет и воплощает чувства тепла, нежности, радости и все, что связано с удовольствием и неудовлетворением во время кормления. Как это рационально продумано и предусмотрено для жизни и развития младенца! Кормление грудью - это необходимая эмоциональная, телесная и физиологически связь.

Мама - первый человек, который связывает все переживания ребенка, она объясняет, что он чувствует, какие ощущения у него в теле, как он переваривает. Через питание мать вводит ребенка в восприятие и ощущение его самого в теле, в связь с окружающим миром.

Ни одна жизненная функция в ранние годы жизни не играет столь важной роли в эмоциональном хозяйстве организма, как питание. Ребенок впервые испытывает избавление от телесного дискомфорта во время грудного кормления; таким образом, удовлетворение голода крепко связывается с ощущением комфорта и защищенности. Страх голодной смерти остается основой ощущения незащищенности (страх будущего). Помимо ощущения защищенности насыщение часто ассоциируется с ощущением того, что тебя любят. Для ребенка ситуация «быть накормленным» является эквивалентом ситуации «быть любимым». Фактически, ощущение защищенности, связанное с насыщением, основано на этой эмоциональной эквивалентности (оральная чувствительность). Другой чрезвычайно важной эмоциональной установкой, которая уже в раннем младенчестве начинает быть связанной с голодом и приемом пищи, является собственичество и все, что под этим подразумевается, то есть жадность, ревность и зависть. Разрушение этой собственнической тенденции и невыполнение желания поглощать приводит к агрессивным импульсам – брать силой то, что не дают. Кусание становится первым проявлением враждебности (оральной агрессии). Эти импульсы становятся источником чувства вины.

Таким образом, во многом проясняется смысл собственичества, жадности, ревности, зависти и стремления к защищенности при нарушениях пищеварения.

Живот неразрывно связан с питанием, приемом пиши, перевариванием, усвоением и выделением того, что не нужно, как мы уже успели заметить, не только механистически.

Во взрослой жизни мы свободно участвуем в выборе очень многообразной пищи. Традиционно пища - это не только белки, жиры и углеводы, необходимые для жизнедеятельности нашего тела и восполнения энергии, это и источник удовольствия, радости, расслабление и снятие напряжения. Порой, мы едим не от- того, что нуждаемся и испытываем чувство голода, а от других чувств, например, тревоги, беспокойства и при этом не осознаем, что это связано с ранними паттернами (установками) поведения. У каждого человека вырабатываются свои неповторимые отношения с поглощением пищи, свой механизм пищеварительной саморегуляции, внутренней, личной гигиены, уникальный и неповторимый ритуал приема пищи.

В обществе можно встретить всевозможные «слои»: гурманов, которые устраивают целое представление из приема пищи, и тех, кто «живет не для того, чтобы есть, а ест, для того, чтобы жить». Во многих религиях перед приемом пищи принято молиться, удовлетворять потребность в благословении и сосредоточении. У йогов, например, есть метафора: « тот, кто ест стоя в прошлой или будущей жизни был или будет лошадью».

Прием пищи может успокаивать, переключать наши мысли от ментальных проблем к каким-то очень простым телесным, житейским радостям. И все, что мы не проживаем эмоционально, не чувствуем, не осознаем в течение дня остается, «накапливается в животе». Каждый раз, когда вышеописанные эмоции подавляются, не имея возможности быть выраженными с помощью произвольного поведения, они создают остаточное напряжение и могут тем самым оказывать хроническое негативное влияние (через вегетативные нервные пути) на различные фазы пищеварительного процесса. Они становятся источником дискомфорта, боли в животе, неприятных ощущений.

Наверно, поэтому у многих людей во второй половине жизни появляются «животики», которые вызывают недовольство своим телом. Заметьте, у маленьких детей тоже есть животики, но они очень удобно и комфортно себя чувствуют, сохраняя радость, любопытство и интерес к жизни.

Разнообразные эмоции, которые мы переживаем ежедневно, в силу своей асоциальной, агрессивной природы могут явиться особенно подходящими для создания конфликта с окружающим миром. Результатом может быть сформированный механизм защиты – «вытеснение» переживаний на телесный уровень, на «живот».

Сложная организация психической жизни препятствует, однако, жестким схематическим обобщениям. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально в контексте как становления и формирования отдельной личности.

В течение жизни мы бываем в разнообразных жизненных ситуациях. Порой, душевный разговор за чаем, совместное пиршество, деловой обед возвращают нас в это пространство покоя, единения со своими чувствами и ощущениями, утешают и успокаивают нас. Это «возврат» к безопасному, умиротворенному, теплому, очень детскому состоянию « слияния с мамой».

В культурах различных народов, есть практики, связанные с визуализацией (концентрацией) на области живота и разнообразными другими тактильными способами взаимодействия с этой областью. Китайцы, например, не ложатся спать, не погладив свой животик. Многие дыхательные практики связаны с освобождением «энергетических зажимов», расслаблением в животе. Тот кто занимается йогой , знает, как техники паранаямы изменяют телесные ощущения и общее состояние.

Так почему дети жалуются на боли в животе, что за этим может стоять? Как это связано с состоянием ребенка? Какие меры принимать, когда ребенок жалуется на боли в животе? Всегда ли за этим стоят физиологические проблемы?

Прием пищи связан с отношениями с мамой, и другими значимыми взрослыми в семье. Через этот ритуал малыш обозначает свои маленькие требования, желания и привлекает внимание к ним. Ребенок понимает, что завтраку, обеду и ужину, туалету, придается особое значение, так как родители воспроизводят многообразие чувств, когда эти мероприятия не проходят естественно и гладко. Ребенок энергетически, эмоционально чувствует значение приема пищи и её выделения и, конечно, он свое недовольство, возмущение, непонимание привносит в манипуляцию функциями жизнеобеспечения. Так формируется внутренняя, индивидуально-уникальная психосоматическая модель реагирования организма на внешнюю ситуацию в семье, в яслях, в школе. Прервать и изменить эту порочную для тела систему самосохранения порой очень непросто в силу того, что она имеет очень раннее начало и глубинные корни.

Как поступать родителю в такой ситуации? Как понять и почувствовать потребность ребенка? Что бессознательно несет боль в животе, о чем она? В чем нужда в настоящий момент?

У каждого детского возраста свои кризисы и задачи. Проблемы взросления, самостоятельности, обозначения и формирования своего Я, выбора - неотъемлемая часть роста и развития личности в социуме и способности к адаптации. Если ребенок отказывается идти в школу, детский сад и объясняет это жалобами на боли в животе, вполне возможно, за этим стоит или неразрешенная ситуация с одноклассниками, учителем, с самооценкой, или недифференцированные чувства (страхи, злость, грусть, вина), или реальная физическая боль. Рекомендации в каждом случае индивидуальны, как жизнь каждого отдельного человека с его многообразными связями и способом устанавливать отношения с внешним миром.