Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я – магнит, притягивающий счастье, успех и благоприятные возможности
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Воздействие музыки на человека

Воздействие музыки на человека


Белова Н.Н.
Педагог-психолог

Музыка – самое действенное и организующее средство. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям с самого раннего возраста. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии постоянно растёт.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы, успокоить слишком расторможенных и расшалившихся детей, снизить напряжение у тревожных детей.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Музыкальные игры или игры с музыкальным сопровождением снимают психоэмоциональное напряжение.

Музыка помогает ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка, отражающая различные настроения, способствует общему успокоению, а драматическая, наоборот, возбуждает, повышает жизненный тонус. Учитывая это, можно добиться нужного терапевтического эффекта.

Музыка может быть фоном (при рисовании, лепке, во время игры и т.д.), на котором развивается действие. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

«Врачуют» не только естественные звуки, но и специально подобранные мелодии, которые снимают тревожность, эмоциональное напряжение, негативные проявления, улучшают настроение. В музыкальной шутке таится сюрприз, что усиливает интерес детей. Всё это помогает ребёнку расслабиться, прийти в игривое расположение духа, рассмеяться, а ведь, как известно, смех сам по себе лечит.

Подбор музыкальных произведений для моделирования поведения, эмоционального настроения

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшение психического состояния.

Рекомендуется прослушать комплекс, состоящий из трёх произведений.
  • Первой звучит мелодия, отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то сначала дают прослушать грустную мелодию – это голос сострадания и сочувствия.
  • Вторая мелодия призвана противостоять действию первой, как бы нейтрализуя её. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду.
  • Третье произведение, обладающее наибольшей силой эмоционального воздействия и порождающее у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Это динамичная музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твёрдость духа.

Музыкальный репертуар
  • При переутомлении и нервном истощении:
    «Утро» - Э. Грига;
    «Полонез» - М.Огинского.
  • При угнетённом состоянии:
    «К радости»- Л.Бетховена;
    «Аве Мария» - Ф.Шуберта.
  • При раздражении и гневе:
    «Хор пилигримов» - Р.Вагнера;
    «Сентиментальный вальс» - П.И. Чайковского
  • При снижении внимания:
    «Времена года» - П.И. Чайковского;
    «Грёзы» - Р. Шумана.
  • Расслабляющее воздействие оказывают:
    «Баркаролла» - П.И. Чайковского;
    «История любви» - Ф.Лея
  • Тонизирующее воздействие:
    «Чардаш» - Ф. Монти;
    «Шербургские зонтики» - М.Леграна.