Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я развиваю в себе сознание, притягивающее успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Жить без наркотиков

Жить без наркотиков


Чайка Р.П.
семейный психолог
канд. психол. наук



О вреде наркотиков сейчас знает даже школьник. Отчего же, не смотря на нашу осведомленность, это зло продолжает свою страшную жатву? Может быть наше знание очень поверхностное, а отношение слишком легкомысленное?

Наркотики – это вещества, способные вызвать эйфорию (приподнятое настроение), психическую и физическую зависимость, потребность снова и снова использовать эти вещества.

Развиваясь, зависимость от наркотиков последовательно проходит через несколько стадий – социальную, психическую, физическую. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляет к картине заболевания все новые и новые проявления. Причем физические проявления находятся на последнем месте и «вступают в игру» в последнюю очередь.

Физическая зависимость приводит к тому, что наркотическое вещество включается в обмен веществ, становится необходимым для нормального функционирования организма. В отсутствие наркотика в организме наступает «разлад» - начинается «ломка», которая на профессиональном языке называется абстинентным синдромом.

Психическая зависимость – это развитие постоянной, иногда непреодолимой, психологической потребности, которая заставляет принимать наркотик вновь и вновь. Психическая зависимость не менее разрушительна, чем физическая, так как приводит к тяжелейшим депрессиям, является причиной попыток самоубийств, порождает отчаяние и страх. Преодолеть психологическую зависимость, неодолимую тягу к наркотику, бывает труднее, чем физическую зависимость.

Подавляющее большинство молодых людей пробуют наркотики в первый раз просто из любопытства, поддавшись соблазну ощутить необычные состояния, о которых они слышали от других людей.

Другими причинами первого употребления наркотика могут быть желание развлечься, получить чувственное удовольствие. Очень сильным мотивом может быть стремление не отставать от друзей, особенно в подростковом возрасте. Иногда употребление наркотиков используется как средство протеста и выражения неудовлетворенности существующими нормами и системой ценностей.

Важным мотивом может быть желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, что свойственно неуверенным, пассивным, зависимым от других подросткам.

Существует связь между особенностями семейной ситуации и употреблением наркотиков.

Семьям наркоманов свойственны разобщенность родителей и детей, очень низкий уровень взаимопонимания и взаимной поддержки или слишком близкие (симбиотические) отношения с родителями, не дающие возможности обрести хотя бы какую-то независимость, жесткая дисциплина, неспособность к компромиссу.

В группу риска в отношении употребления наркотиков попадают дети, растущие в семьях, где часты конфликты между родителями и дети являются «козлами отпущения», заложниками семейных ссор. В таких семьях ребенок может подвергаться постоянному физическому и психологическому насилию.

Ребенок, ощущающий дефицит родительской любви, недоброжелательность и даже враждебность со стороны родителей, растет неуверенным, зависимым от внешнего одобрения. Поэтому он ищет группу, которая восполняет ему эмоциональный голод. Нередко, именно поддавшись групповому влиянию, ребенок впервые приобщается к наркотикам и устанавливает эмоциональный контакт с наркогенной средой. Это начальный этап наркозависимости – социальная зависимость от наркотиков.

Когда родитель узнает, что ребенок употребляет наркотики, у него возникает ощущение бессилия, утраты контроля над ситуацией, страха, вины, стыда, обиды. Часто им трудно обсуждать это, трудно обратиться за помощью к специалистам.

Со временем, приняв факт употребления наркотика ребенком, родитель избирает в общении с ребенком роль «спасателя», «преследователя» или  «жертвы».

Роль «спасателя» характерна для родителей, которые считают своего ребенка слабым, беспомощным и безвольным, не способным взять на себя ответственность за свою жизнь. В этом случае ребенок усваивает позицию «жертвы» и охотно в ней остается, так как она освобождает его от всякой ответственности. Вся она перекладывается им на окружающих, в том числе и родителей. Родитель использует всевозможные способы помощи ребенку. Позиция наркомана в этой ситуации пассивна, а потому рано или поздно, иногда после многочисленных попыток бросить, он снова начинает употреблять наркотики. Родитель игнорирует возможности и способности ребенка в решении проблемы, тем самым снижая самооценку ребенка.

Испытывая истощение, раздражение или гнев после неудачных попыток спасти ребенка, родитель может перейти в другую позицию - «жертвы» или «преследователя».

В роли «жертвы» родитель пытается «повлиять» на наркозависимого своим состоянием отчаяния, плохим самочувствием. В результате он не отстаивает свои права, позволяет унижать себя, боится запретить приводить в дом друзей-наркоманов, в случае опасности вызвать милицию. Объективно нуждаясь в помощи и поддержке, он запрещает себе их получать, лишая тем самым этого и своего ребенка. Самооценка и ребенка и родителя в этой ситуации снижена.

Родитель может переключиться на позицию «преследователя», начав вести себя агрессивно по отношению к наркоману. Он обвиняет ребенка в том, что тот «втянулся», нередко считает, что прием наркотиков – это баловство или распущенность. Отказ от наркотиков видится ему делом несложным, не требующим обращения за помощью к специалистам. Вместо того, чтобы разделить ответственность с ребенком, он перекладывает ее на него без предложения какой-либо помощи. Самооценка ребенка снижена.

В каждом из этих случаев между родителем и наркоманом устанавливаются созависимые отношения, отношения тесной эмоциональной связи в ситуации борьбы с наркотиком. Эти отношения разрушительны как для наркомана, так и для его близких. В семье нарушаются прежние отношения, созависимые члены семьи перестают радоваться, испытывают чувство вины, отгораживаются от друзей, родственников, коллег по работе.

Во всех этих случаях отношения манипулятивны, что ограничивает возможности участников в выборе другого способа поведения. Только наладив с ребенком искренние прямые отношения, родитель сможет помочь ему бороться с зависимостью более эффективно.

(При подготовке статьи использована информация независимой гуманитарной медицинской организации «Врачи без границ»)