Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Всем моим предприятиям сопутствует успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Влияние семейного фактора на происхождение неврозов у детей

Влияние семейного фактора на происхождение неврозов у детей


Солдатова Н.А.
Педагог-психолог
Значение семейного фактора, относящегося к социально-психологическим, широко раскрывает в своих работах А.И. Захаров. Ставя на первый план в ходе развития невроза опять же значение психотравмы, он отмечает, что ей могут способствовать физиологические предпосылки (наследственность, соматические заболевания) и социально-психологические (неблагоприятная психологическая обстановка, неадекватный стиль поведения).
Важно отметить, что часто родители, приводящие на консультацию детей с невротическими проявлениями, и сами испытывают личностные проблемы, нередко и у них имеются признаки невротизации. По данным исследований, 61% матерей и 36% отцов в детстве имели достаточно выраженные признаки нервности, которые во взрослом состоянии переходят уже в ту или иную форму невроза. Невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка есть своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

Какие же особенности личности родителей в большей степени оказывают влияние на развитие развитии невроза у детей? А.И. Захаров, отвечая на этот вопрос, говорит, что можно выделить ряд общих неблагоприятных особенностей их личности, в наибольшей степени представленных у матерей детей с неврозами:
  • сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность "все принимать близко к сердцу", легко расстраиваться и волноваться;
  • недостаточная степень самопринятия, порождающая неуверенность в себе;
  • тревожность - склонность к беспокойству, непереносимость ожидания, неизвестности;
  • внутренняя конфликтность - противоречивость чувств и желаний, моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы самоконтроля;
  • эгоцентризм как реактивная сосредоточенность на своей точке зрения, своих проблемах в ущерб отзывчивости, душевной щедрости и способности к сопереживанию;
  • негибкость - несвоевременность принятия решений, трудность выбора альтернатив, подверженность стереотипам, фиксация на прошлом опыте, затруднения в принятии и проигрывании ролей;
  • гиперсоциальность - завышенное, нередко гипертрофированное чувство долга, обязанности, чрезмерная принципиальность, невозможность компромиссов.
Свойственна родителям детей с неврозами и противоречивость личности - как следствие трудносовместимого сочетания ее различных сторон, прежде всего заостренной эмоциональности (сензитивности) и рациональности (гиперсоциальности). Эгоцентризм нужно рассматривать не как исходную черту характера, а скорее как психологическую защиту "я" от угрозы повторения психотравмирующего опыта.
Какой же тип воспитания наиболее способствует появлению невроза? Преобладающим типом воспитания при неврозах будут гиперопека и ограничивающий контроль, завышенные требования к детям, не соответствующие их реальным возможностям, их непоследовательность и противоречивость. Сквозной линией в отношении к детям будет их неприятие как отсутствие положительных чувств и любви со стороны одного или обоих родителей (Гарбузов В. И.; Кириченко Е. И.). Патогенна роль "маятникообразного" воспитания, когда запреты сменяются разрешениями и наоборот - К. Леонгард. С точки зрения В.И. Гарбузова, неправильные стили воспитания – это отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический, тревожный. В работе А. Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий.

Таким образом, значение семейного фактора в происхождении невроза у детей сложно переоценить. Позиции, стиль воспитания значимых для ребенка взрослых, часто более значительно влияют на развитие детей, нежели это предполагают сами взрослые. Именно отсутствие осознания личностных особенностей детей, их потенциала развития, отсутствие адекватного стиля обучения и воспитания,  способствуют формированию его неуверенности в своих силах, уходу от деятельности, нарушают взаимоотношения со сверстниками, способствуют формированию выученной беспомощности, общей невротизации ребенка.

Список использованной литературы:
  • Захаров А.И. Детские неврозы. - Спб.Медицина 1995
  • Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М. Медицина, 2000
  • Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. – СПб, Речь, 2004
  • Карвасарский Д.Б. Клиническая психология., СПб. Питер.2002.
  • Родители и дети: психология взаимоотношений под.ред. Е.А. Савиной, Е.О.Смирновой Когито-Центр М.2003
  • Свядощ А.М. Неврозы. М.,1982
  • Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.изд. МГУ. 1988

Начало цикла статей о детских неврозах вы можете найти в статье «Причины детских неврозов».