Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я формирую привычки, ведущие меня к успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Причины детских неврозов

Причины детских неврозов


Солдатова Н.А.
Педагог-психолог
В настоящее время не существует единого взгляда на происхождение неврозов у детей. Большинство отечественных и зарубежных психологов-практиков склонны считать, что неврозы имеют полифакторную природу. В процессе их появления имеет место сочетание следующих факторов:

физиологических (наследственность, особенности протекания беременности и родов (эмоциональное стресс матери, неуверенность в прочности брака, трудности наступления беременности, токсикоз беременности, выраженная недоношенность ребенка, выраженная слабость родовой деятельности, искусственная стимуляция, родовая асфиксия, внутриутробная гипоксия плода, внутричерепная травма и др..), трудности протекания постнатального периода, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, ушибы головного мозга, общая ослабленность организма, вызванная длительным недосыпанием, переутомлением, длительным эмоциональным напряжением).

Закономерным следствием стресса матери и ее беспокойства будет появление у детей в первые годы жизни ответного беспокойства, даже при кратковременном отсутствии матери, что проявляется в частом срыгивании, нарушении циклов сна и бодрствования, снижением аппетита. Часто у таких детей отмечается невропатия, которая расценивается как общая нервная ослабленность конституционально-антенатального плана и проявляется в повышенной нервной чувствительности в виде склонности к проявлению аффекта, эмоциональных расстройств и беспокойства; нервная ослабленность в виде общей невыносливости, легкой утомляемости в условиях повышенной нервно-психической нагрузки, а также при шуме, духоте, ярком свете; нарушения сна; вегетососудистой дистонии; соматической ослабленности;склонности к диатезам; энурезах; тиках; заикании.

социально-психологических (неблагоприятная социальная ситуация развития, неадекватные, противоречивые стили воспитания родителей, высокий уровень невротизации у самих родителей). Наследственные факторы, отмечает А.М. Свядощ, не играют решающей роли в возникновении неврозов, а имеют лишь косвенное значение, влияя на характерологические особенности личности. То есть, здесь мы видим значение действия и еще одного фактора, который заключается, вероятно, в наличии неадекватного стиля воспитания.

собственно психологических (психотравмы - как острые – действие сверхсильных раздражителей – (испуг, внезапный развод, внезапная смерть), так и хронические – многократно действующие более слабые раздражители (затяжной конфликт с родителями, затяжной школьный конфликт). Сила раздражителя, способствующая проявлению невротизации, определяется значимостью для самого человека)
Психической травмой, отмечает Свядощ, обычно является не то, что обращено только в прошлое, а то, что угрожает будущему, порождает неопределенность ситуации. Он справедливо замечает, что ожидание неприятного события, прогнозирование его последствий может вызывать не меньшее нервное напряжение, чем действие самих раздражителей

преморбидных особенностей (особенностей ребенка до заболевания) – Преморбидное своеобразие детей складывается по мнению Захарова из факторов следующего порядка: эмоциональность,. непосредственность, впечатлительность, импрессивность, выраженность чувства "я" (раннее осознание себя как индивидуальности, но в то же время сильная зависимость от мнения, оценок окружающих), стремление соответствовать групповым, социально-приемлемым стандартам и нормам (эти дети переживают "за все и всех", воспринимают чужую боль как свою и нередко принимают удар на себя в прямом и переносном смысле слова)
Таким образом, различные психологи не исключают влияние всех трех факторов на процесс развития невроза (физиологического, социально-психологического и собственно психологического), но приоритетное значение отдают какому-либо одному.

В своей психологической работе при диагностике личности ребенка мы заостряем внимание на физиологических и собственно психологических факторах, способствующих появлению невротизации. Подробно изучаем влияние социально-психологических факторов, социальной ситуации развития ребенка (особенности семейного воспитания, воспитания в детском саду и школе), которые во многом и способствуют формированию вышеперечисленных преморбидных особенностей ребенка.

Список использованной литературы:
  • Захаров А.И. Детские неврозы. - Спб.Медицина 1995
  • Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М. Медицина, 2000
  • Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. – СПб, Речь, 2004
  • Карвасарский Д.Б. Клиническая психология., СПб. Питер.2002.
  • Родители и дети: психология взаимоотношений под.ред. Е.А. Савиной, Е.О.Смирновой Когито-Центр М.2003
  • Свядощ А.М. Неврозы. М.,1982
  • Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.изд. МГУ. 1988