Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Жизнь поддерживает меня в моей решимости достичь успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Особенности проявления ММД

Особенности проявления ММД


Савченко К.И.
Педагог-психолог
В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций у ребенка и их дисгармоничном развитии.

В зависимости от возраста ребенка признаки наличия ММД изменяются не сильно, но имеют некую свою особенность. Первые отклонения неврологического плана проявляются у детей уже с первых дней их жизни, просто выражены они в меньшей степени, по этой причине они остаются незаметными для врачей.

При ММД можно ожидать следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой:
  • быстрая умственная утомляемость и сниженная умственная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);
  • резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (невозможность сдержать обещание, составить план и следовать ему и пр.);
  • существенная зависимость деятельности (особенно умственной) от характера внешней социальной активации (от вялости, сонливости в одиночестве до двигательной расторможенности, хаотичности, полной дезорганизации деятельности в многолюдной шумной обстановке);
  • выраженные нарушения в деятельности (в том числе и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);
  • значительные сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности);
  • снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок удерживает в уме и оперирует довольно ограниченным объемом информации);
  • трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную;
  • неполная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе зрительной информации в двигательно-графический аналог, т.е. при списывании и срисовывании не замечают несоответствий даже при последующем сравнении);
  • изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга. При ММД дети страдают хронической энергетической недостаточностью, вследствие чего их мозг постоянно функционирует в состоянии, близком к «переутомлению». В результате рабочие циклы их мозга сокращаются до 5–10 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3–5 минут и более. В течение урока такой ребенок может 4–5 раз отключиться, но в периоды релаксации «внешняя» деятельность не прерывается, а продолжает совершаться автоматически и не осознается им. В это время ребенок не воспринимает, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Своих «отключений» ребенок не замечает и может не осознавать, пока у него не начнет формироваться саморефлексия (период младшего подросткового возраста, V–VII классы). Если в состоянии релаксации ребенок продолжает писать, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, так как прочесть написанное оказывается невозможно. От классических дисграфиков дети с ММД отличаются тем, что в их работах периодически встречаются грамотно написанные куски текста. Кроме того, у таких учащихся в начале работы ошибок значительно меньше, чем в конце.
Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.

В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы. При ММД у ребенка возникает комплекс нарушенного поведения, который включает в себя такие проявления как: повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, “без тормозов”, ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, “не разбирая дороги”, постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Список использованного материала:
  • Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб., 2001
  • Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 2002.