Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я настраиваюсь на удачу и успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Чтотакое ММД

Что такое ММД


Савченко К.И.
Педагог-психолог
Резидуально-органическая церебральная недостаточность, или синдром минимальной мозговой дисфункции (minimal brain dysfunction - MBD) – был впервые определен С. Клементсом, описавшим большую группу детей с выраженными нарушениями поведения и школьных навыков. ММД - нарушения отдельных высших психических функций (функций отражающих интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.), связанные с незрелостью или дефектом развития (микроповреждением) коры больших полушарий, подкорковых структур или регуляторных структур мозга. Имеют однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляются в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга, хотя картина глубинных анатомо-физиологических нарушений может существенно отличаться.

В литературе также можно встретить несколько похожих друг на друга терминов: ММН - минимальная мозговая недостаточность; МДМ - минимальная дисфункция мозга.

Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма дисграфия, чтения дислексия, счета дискалькулия. Чаще всего родителям, учителям и специалистам приходится сталкиваться с такими наиболее распространенными вариантами подобных нарушений как недостаточная специфическая или общая обучаемость (specific or generalized learning disabilities) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ.

Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.

При ММД характерно наличие дисбаланса в созревании отдельных подструктур мозга, что, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и установление координации в их деятельности. Часто дополнительным нарушающим фактором является сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них. Осуществление регуляторных функций с помощью разрегулированного мозга оказывается весьма проблематичным. Более того, когда деятельность различных подструктур не согласована и не скоординирована, то много энергии затрачивается непроизводительно, и общая работоспособность мозга оказывается низкой.

При ММД дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации «внешняя» деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии «релаксации» ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка), то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т.к. прочесть написанное оказывается невозможно. От классических дисграфиков дети с ММД отличаются тем, что в их работах периодически встречаются грамотно написанные куски текста. Кроме того, в начале работы ошибок они делают значительно меньше, чем в конце. Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого.

Важно сказать, что дети с ММД, по своему общему интеллектуальному развитию находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Задержка развития обычно происходит из-за плохой концентрации внимания и неусвоения учебного материала, а также в результате педагогической запущенности. ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в ВУЗе. В этих случаях требуется только консультативное сопровождение ребенка.

Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения ребенком детского сада (в возрасте 3–х лет) или школы (6–7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.
Так среди детей с ММД в дошкольном возрасте преобладают:
  • гипервозбудимость,
  • двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность,
  • моторная неловкость,
  • рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость,
  • особенности поведения - незрелость, инфантилизм, импульсивность.
У детей младшего школьного возраста на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения, так как с первого дня повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены. Недостатки внимания, памяти, повышенные отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления начинают играть роковую роль в их судьбе. Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми сверстниками.

Оценки распространенности данного нарушения различны в зависимости от ориентировки на весь синдром в целом, или на отдельные его симптоматические компоненты. Дети, у которых выявляется весь синдром и/или отдельные комплексы симптомов, составляют от 3 до 45% популяции школьного возраста; соотношение мальчиков к девочкам равно 6-10:1.

По данным обследования школ и детских садов, в Санкт-Петербурге, у 35–40 % детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде — у 60 %, а в таких экологически неблагополучных городах, как Кириши и Череповец, — у 70–80 %.


Список использованного материала:

  • Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД
    Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций Методическое руководство -
    СПб. ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.;

  • Минимальная мозговая дисфункция. Заваденко Н.Н., Овчинникова
    А.А., Румянцева М.В., Суворинова Н.Ю. (www.rmj.ru);

  • Материал с сайта www.psyinst.ru;