Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я учусь гармонии и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ

ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ


О. Н. Черемисина

психолог, преподаватель каф. вычислительной техники, СПИТМО

Г. Л. Бардиер

канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии НИЯК, Санкт-Петербург


"Сначала Алиса никак не могла понять, что это такое, но через минуту сообразила, что в воздухе одиноко парит улыбка."

Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес"

:) Основная улыбка  (Словарь смайликов ("ПГ" 3/98))

У многих психологов, педагогов, родителей возникает опасение, что чрезмерное увлечение компьютером может привести к нарушению естественного общения, сужению сферы интересов, негармоничному развитию человека как субъекта деятельности. Все эти опасения требуют проверки и подтверждения.

Безусловно, для современного человека, а тем более для специалист а ХХI века, очень важна психологическая готовность к использованию компьютера, поэтому взрослым и кажется полезным раннее приобщение ребенка к компьютеру. Но, к сожалению, порой это заканчивается тем, что домашний компьютер превращается в основную форму времяпровождения, заменяя детям чтение книг, прогулки, приготовление уроков, подвижные игры, общение с родителями и сверстниками. Каким же вырастет ребенок, с детства проводящий большую часть времени в иллюзорном, фантастическом мире компьютерной игры, в лабиринтах Интернета, наедине с "бесчувственной" машиной? Что он приобретает? Что теряет?

Ах, если б знать, заплакал Морж. Проблема так сложна!

:( Плачущий


Мы будем говорить о компьютерно-ориентированной личности в тех случаях, когда компьютер перестает быть для человека просто профессиональным инструментом (для учащегося изучаемым предметом или одним из многих способов проведения досуга), а превращается в главный объект, действие которого похоже на наркотик, вокруг которого крутится вся жизнь:
  • с ним проводится большая часть дневного времени;
  • он захватывает время, отведенное на сон;
  • уроки отодвигаются на второй план;
  • масса средств тратится на приобретение программных средств, на модернизацию;
  • без компьютера ребенок теряется, не знает чем себя занять, скучает;
  • самооценка строится на "компьютерных успехах";
  • настроение зависит от эмоционального фона "общения" с компьютером (ребенок с нетерпением "рвется" к компьютеру, с ним он "в своей тар елке", при малейших сбоях, программных трудностях "обижается" на него, " ругается", "возмущается").
Какова же эта компьютерно-ориентированная личность с точки зрения психологов? Чем компьютерно-ориентированные дети отличаются от своих сверстников?

"Ты так похожа на всех людей: два глаза... в середине нос, а под ним рот. У всех всегда одно и то же! Вот если бы у тебя оба глаза были на одной стороне, а рот на лбу, тогда я, возможно, тебя бы заметил."

8| Озадаченный

Для всестороннего изучения этой проблемы полезно иметь возможность оценить, "измерить" эту компьютерную увлеченность. Мы предпринял и попытку создать такой инструмент, а затем, используя его, определить, какие психологические особенности отличают компьютерно-ориентированных школьников от их сверстников.

Для измерения компьютерной увлеченности (мы назвали ее IK индекс компьютерной ориентации) была составлена анкета "Я и компьютер" (см. н иже). Анкета охватывает познавательные, эмоциональные и поведенческие аспекты общения учащегося с компьютером; его самооценку отношения к компьютеру; количественные характеристики "компьютерной занятости". Каждый ответ в анкете оценивается соответствующим баллом, а средний балл, рассчитанный по всем выбранным ответам, дает значение индекса компьютерной ориентации IK.

Используя эту анкету и набор психологических тестов, мы провели исследование в одной из школ Петербурга. В нем участвовали 59 учащихся из 7-х и 9-х классов. Получив IK по анкетам, мы смогли разделить всю выборку учащихся на две группы:
  • "не принимающие компьютер" подростки, у которых IK оказался меньше, чем средний по всей выборке;
  • "принимающие компьютер" те, у которых IK выше среднего;
"компьютерно-ориентированные" подростки из второй группы, имеющие самые высокие баллы IK (с учетом сигмы).

Выявив таким образом интересующих нас подростков из основной выборки учащихся, мы сравнили результаты тестирования. Средние показатели личностной тревожности в группах, полученные по шкалам Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, как оказалось, никак не связаны с отношением подростков к компьютеру, хотя значения личностной тревожности во всех рассматриваемых группах лежат на границе между умеренной и высокой. Возможно, это особенность подросткового возраста или того времени, в котором живут наши дети.

Реактивная тревожность (т. е. тревожность во время работы/игры за компьютером) имеет явную обратную связь с индексом IK: чем больше IK тем меньше тревожность. Но, что самое интересное, во всех группах реактивная тревожность интерпретируется как низкая. Следовательно, можно предположить, что наедине с компьютером наши дети оказываются в той заветной нише, где можно сбросить напряжение и тревогу. Что называется, расслабиться, "уйти от проблем повседневности".

Что касается сферы межличностных отношений, то были обнаружены следующие отличия. На статистически значимом уровне "компьютерно-ориентированные" подростки на фоне своих сверстников, "не принимающих компьютер", более эгоистичны (Диагностика межличностных отношений Т. Лири) и более агрессивны (Тест агрессии Б. Басс, Р. Дюрки, по Рогову, 1994). Причем, повышенная агрессивность отмечена по всем шкалам теста агрессии: физическая, предметная, вербальная, негативизм, обида, подозрительность. Статистически значимые различия проявились по физической и предметной агрессии и по негативизму (действия, противоположные требованиям и ожиданиям друг их людей).

Компьютер как будто притягивает к себе негативно настроенных подростков с высоким уровнем предметной и физической агрессии. Что может за этим скрываться? По клавишам можно постучать, иногда и кулаком? Можно вообще выключить? Маму ведь не отсоединишь от сети, когда пристает с вопросами об уроках!

Компьютер, с его набором игр, проповедующих насилие и борьбу, дает возможность для отреагирования того, что не удается подростку в жизни. Сталкиваясь с непониманием со стороны родителей, учителей, сверстников, некоторые подростки склонны отказываться от общения, уходить в себя, в свой мир фантазий. И компьютер в этом предоставляет огромные возможности. Но возникающие на этой почве агрессивные фантазии несут и для подростка, и для общества реальную опасность, поскольку могут постепенно формировать у него установку на их рациональное использование в качестве универсального инструмента для разрешения собственных проблем во внешней среде. Проще говоря, потренировавшись на играх, подросток с легкостью идет на грубые "разборки" в реальной жизни. Полученные результаты, конечно, интересны. Но они не раскрывают всей глубины "компьютерного" явления. Остаются вопросы.

  • Повышенная агрессивность является причиной или следствием интенсивного общения подростка с компьютером?
  • Помогает ли компьютер компенсировать детскую агрессивность?
  • Какой набор игр способствует формированию тех или иных наклонностей у детей?
  • С какого возраста безопасно сажать ребенка к компьютеру?
  • Сколько времени ребенку безопасно проводить за компьютером?

Но никакой, даже самый дорогой, компьютер не заменит ребенку: доброжелательного, внимательного обсуждения проблем с отцом, горячего спора с друзьями, улыбки и поцелуя мамы...


АНКЕТА "Я и КОМПЬЮТЕР"

  • Какое место занимает компьютер в вашей жизни?
    • Для меня компьютер источник неприятных ощущений.
    • Только слышал о нем.
    • Средство для работы и/или развлечения.
    • Мечтаю иметь компьютер у себя дома.
    • Не мыслю себя без компьютера это помощник и друг, считаю его незаменимым в работе, в жизни, прекрасным партнером в игре.
  • Насколько вы довольны своим режимом работы на компьютере?
    • Компьютер часто мешает другим занятиям.
    • Меня это мало волнует.
    • Меня все устраивает.
    • Хотелось бы иметь больше компьютерного времени.
    • Слишком часто меня отвлекают от компьютера на посторонние дела.
  • Как вы оцениваете свой уровень знаний, умений в области компьютеров, компьютерных игр, программ?
    • Меня мало интересуют компьютеры.
    • Я еще мало работал на компьютерах, наверно, это полезно.
    • Я чувствую себя таким же, как многие, меня это устраивает.
    • Я много знаю, хотел бы больше, но нет условий для этого.
    • Я считаю себя лучшим среди сверстников, ко мне часто обращаются с вопрос ами.
  • Общаясь со сверстниками на компьютерные темы, вы чаще :
    • обращаетесь за помощью.
    • обмениваетесь информацией, программами.
    • рассказываете о своих результатах, помогаете другим.
  • Как вы считаете, дает ли общение с компьютером новые знания, умения?
    • Только узкоспециальные (в области вычислительной техники).
    • Эти знания полезны в других технических профессиях.
    • Человек, в совершенстве овладевший компьютером, легко осваивает знания из любой другой области.
  • Ваше отношение к работе (игре) за компьютером?
    • Предпочитаю другие занятия.
    • Иногда нравится, иногда надоедает.
    • Получаю огромное удовольствие.
  • Если при работе или в игре у вас возникли трудности, ни чего не получается, как вы к этому относитесь?
    • Я хочу добиться успеха во что бы то ни стало.
    • Мне все равно "не вышло и не надо".
    • Злость, досаду, желание выключить компьютер.
  • С каким настроением вы обычно садитесь к компьютеру?
    • Я беспокоюсь, что могут возникнуть трудности.
    • Начинаю работать только если есть неотложная работа или есть вре мя поиграть.
    • С удовольствием, с нетерпением жду этого момента.
  • Если Вас просят прервать работу или игру на компьютере, что Вы испытываете?
    • Облегчение, что появилось свободное время.
    • Мне все равно.
    • Нетерпение, хочу скорее продолжить.
  • Как вы относитесь к присутствию других людей во время вашей работы на компьютере?
    • Мне удобнее, когда кто-то рядом.
    • Мне все равно.
    • Терпеть не могу когда кто-то стоит за спиной.
  • С какой целью Вы обычно садитесь к компьтеру?
    • Провести время, если нет другого занятия.
    • По необходимости (это модно, это мой заработок, чтобы выполнить учебное задание).
    • Мне никогда не переделать всего того, что хочется: постоянно появляются новые задачи (игры).
  • Что чаще всего заставляет вас закончить работу?
    • Смена настроения (надоедает).
    • Из-за других неотложных дел.
    • Как правило, "не по своей воле", мне всегда трудно прерваться.
  • Как влияет компьютер на ваше общение с другими людьми?
    • Компьютер мешает общаться.
    • Никак не влияет.
    • Другие люди мешают мне работать на компьютере.
  • Давно ли вы научились работать на компьютере?
    • Не умею и не собираюсь.
    • Давно имею возможность работать, но не очень получается.
    • Учусь работать по необходимости.
    • Недавно, но это меня увлекло.
    • Давно и успешно работаю.
  • Как часто Вы работали (играли) за компьютером последние два месяца?
    • Ни разу.
    • Пару раз, когда оказывался рядом.
    • Практически каждую неделю.
    • В среднем, несколько раз в неделю.
    • Практически каждый день.
  • Как долго Вы обычно просиживаете за компьютером?
    • Практически нисколько.
    • 1-2 часа.
    • 2-4 часа.
    • 4-6 часов.
    • Целый день или засиживаюсь допоздна.     
  • Где Вы чаще работаете (играете) на компьютере?
    • Нигде.
    • Компьютер есть у моих друзей.
    • На работе у родителей, у знакомых.
    • В школе, институте.
    • Дома.
  • Какое занятие на компьютере вас больше всего интересует?
    • Игры.
    • Работа с готовыми программами (текстовые, графические редакторы , бухгалтерские программы и т. п.).
    • Разработка собственных программ, системное программирование.
  • Какие из игр вам больше нравятся?
    • Спортивные, где нужна быстрая реакция, скорость.
    • Логические игры, где надо разгадывать головоломки, искать клады, решать экономические или стратегические задачи.
    • Игры, где можно перевоплотиться в какого-нибудь героя, бороться с опасностями, спасаться, побеждать противника.
Назовите 23 Ваши любимые игры…


ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙВы можете пользоваться этой анкетой как основой для составления своей либо обращаться за ее "ключами" к авторам статьи по адресу "ПГ"

По материалам «Психологическая газета. - 1998. - № 7. - С. 28» подготовила Калинская Э.В.