Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я открываю новые горизонты счастья и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Проблема школьной невротизации

Проблема школьной невротизации


Солдатова Н.А.
Педагог-психолог

Школьная невротизация – ключевая проблема системы образования. Ее проявления очень широки.     Мы можем наблюдать их начиная с астенических синдромов, различных фобий, навязчивых состояний, истерических проявлений, девиантного поведения, и заканчивая такими характерными симптомами, как грызение ногтей, ручки, одергивания одежды, покачивания,  различными речевыми проявлениями – запинания, проглатывания слов и др.

20-30% детей уже приходят в первый класс с явными признаками невротизации. И затем число таких детей не уменьшается, а напротив, растет. Отдельные невротические реакции формируются в целый невротический комплекс, охватывающий соматическую, эмоциональные сферы, сферу общения, препятствующий формированию предпосылок к учебной деятельности или обуславливающий ее разрушение. 

Еще до поступления в школу ребенок может попасть в ситуацию неуспеха. Приступая к выполнению любого задания, он ждет и боится неудачи. Из-за этого не достигает высоких результатов и получает отрицательную оценку родителей. Ожидание неудачи становится постоянным, тревожность повышается, деятельность все больше разрушается, ниже становится и оценка, закрепляется представление о ребенке: «не способный, глупый, не справится». Усиливается неуверенность в себе, замыкается порочный круг. Развитию тревожности младших школьников способствует авторитарный стиль общения учителя с классом, ориентация педагога не на индивидуальную, а на социальную норму, «наклеивание ярлыков».
Часто повышенная тревожность сочетается с заниженной или ситуативной самооценкой.

Признаки тревожных детей, детей с проявлениями школьной невротизации:
  • Повышенная чувствительность к социальным сравнениям, переживание неуспеха даже при отсутствии достаточных оснований для этого, неудовлетворенность своими достижениями. Лучшее, чем у не тревожных детей запоминание неудач и неблагоприятных событий, ориентация на внешнюю оценку.
  • Неумение самостоятельно оценить свои действия. Они неуспешны в тех ситуациях, где не заданы внешние критерии. По отношению к учителям они занимают инфантильную позицию- оценка для них не мерило знаний и умений, а прежде всего выражение отношения педагога.
  • У младших, да и более старших детей чаще возникает чрезмерная мечтательность, уход от реальности в свой мир фантазий. Когда ребенок присутствует на уроке, среди всех, но погружен в свои грезы, витает в облаках.
  • Встречается в этом возрасте и уход в болезнь (психосоматические реакции), широко выражены внешние признаки невротизации (грызение, сосание ручки, пальцев, одергивание одежды, покачивания, различные тики, речевые проявления: быстрая, с проглатыванием слов, речь, запинки, повторы и др).
Чтобы помочь таким детям, снизить уровень их тревожности, прежде всего необходимо обеспечить им достижение успеха. А поскольку главное – не сам по себе успех, а реакции на него, взрослые не должны заострять внимание на неудачах и отдельных ошибках. Им следует поощрять малейшие положительные сдвиги в учебной работе, а замечания делать в особой форме – « Ты молодец. У тебя получается очень хорошо. Но пока еще не получилось до конца. В следующий раз ты сделаешь еще лучше, чем сейчас».

Тревожных детей нельзя хвалить, сравнивая с другими детьми, так как они смущаются, теряются, не верят в похвалу и еще больше замыкаются в себе и теряются при выполнении любой деятельности. Лучше это делать сначала наедине, конкретно за какие-либо успехи, дозировано.

В нашем Центре проводятся занятия по программе Проект «Школа», способствующие снижению проявлений школьной невротизации, а так же становлению основных предпосылок учебной деятельности (учебной мотивации, произвольной регуляции поведения, операционально-технической стороны деятельности).