Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Возможности для процветания и успеха открыты для меня на каждом шагу
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-РАЗМИНКИ

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-РАЗМИНКИ



Кунакова Н.Ю.

педагог-психолог


Потребность детей в двигательной активности является естественной. Систематическое применение игр-разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение, связанное со школьными нагрузками. Кроме того, актуализация и закрепление телесных навыков улучшают психические функции: восприятие, память, саморегуляцию. Это создает предпосылки для формирования учебных навыков, овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
Двигательная игра – разминка проводится в начале или середине занятия. Начинаем с упражнений на дыхание в сочетании с движением (потягивания, растяжки). Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и улучшает концентрацию внимания. Плавные «растягивающие» движения снимают мышечное напряжение, повышается уровень психической активности и работоспособности. Дышим по схеме «вдох – задержка – выдох - задержка». Каждая фаза составляет от  3 до 7 секунд. Движения выполняем на фазе вдоха или выдоха.
Продолжаем разминку – выполняем самомассаж. Упражнения могут выполняться в положении сидя или стоя. Детям нравится выполнять такие движения, как «Обезьяна расчесывается», «Рыбки», «Сова» и др.
Важный элемент разминки – снятие телесного напряжения через мышечное сокращение – расслабление. Происходит оптимизация общего тонуса тела, улучшается кровообращение головного мозга, снимаются мышечные зажимы.
Заканчиваем игру – разминку настройкой на общий ритм. Этот элемент занятия активизирует слуховой канал восприятия, помогает настроиться на общий ритм работы группы. Вариантов выполнения упражнений множество. Например, считаем вслух и хлопаем в ладоши, варьируем темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует также развитию внимания и большей адаптации детей к изменяющимся условиям.
Такие игры-разминки можно проводить с ребенком дома, во время выполнения домашних заданий. Подробное описание комплексов двигательных разминок дается ниже.

№ 1.


Упр.1 «Тянемся к солнышку»
Встать, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На вдохе – медленно поднять руки вверх, «растягивая» тело :пальцы, запястья, локти, плечи, грудь, поясница и ноги. Пятки от пола не отрываются. Задержка дыхания – (3-7 сек.) тянемся «к солнцу». Выдох – опустить руки.

Упр. 2. «Мытье головы»
Кончиками пальцев, слегка согнутых в суставах, массировать голову ото лба к макушке, от ушей к шее, от ушей к макушке.

Упр. 3. «Силач»
Представь, что держишь в руках тяжелые гири (корзины с яблоками, штангу,); удерживаешь ногой закрывающуюся дверь; раздвигаешь руками тесно переплетенные ветви. Напряги плечи, руки, ноги. сбрось напряжение.

Упр. 4. «Упрямая шея»
Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Аналогично – ладони на лоб. Выполнить  3-5 раз.

Упр. 5. «Змейки»
Представь, что твои пальцы – маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и наоборот. Последовательно каждый палец изображает змейку. Если движение не получается, можно помочь другой рукой.

Упр. 6. «Повтори ритм»
Задаем ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (можно руки показать, а можно убрать). Ребенок должен повторить одной рукой, другой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» - правой рукой, «2» - левой, «3» - одновременно двумя руками. Можно это же упражнение делать ногами.

№ 2.


Упр. 1 «Потягивания»
Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены. Вдох – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, расправляя руки и поднимаясь на носки. Задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь достать пальчиками до пола.

Упр. 2. «Обезьяна  расчесывается»
Правая рука массирует голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте ребенок массирует голову ото лба к шее и обратно.

Упр.3 «Раскачивающееся дерево»
Стоя или сидя. Ребенок изображает дерево (корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова). Начинает «дуть ветер», дерево наклоняется (выдыхая, наклоняет туловище, руки до пола). Ветер стихает, дерево выпрямляется, тянется вверх. Важно, чтобы ребенок представил себя конкретным деревом, ведь ель, береза и ива по-разному реагируют на бурю.

Упр. 4 «Черепаха»
Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок -  к груди), то крутит головой по сторонам.

Упр. 5 «Замок»
Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны, прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же  - по одной паре пальцев.

Упр. 6 «Придумай ритм»
Ребенок придумывает ритм и другие его повторяют.