Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Успех любит меня
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе.


Педагог-психолог Савченко К.И.

Основная особенность многих тестов направленных на диагностику готовности ребенка к школе – их доступность для родителей, как в плане проведения, так и в плане трактовки полученных результатов.

Родители сами могут воспользоваться психологическим инструментарием и посмотреть в домашних условиях у своего ребенка основные качества психологической готовности к обучению в школе. Для этого не обязательно давать ребенку нечто сложное. Существует много различных тестов, которые ребенок сможет спокойно воспринять в форме игры. Данные диагностические упражнения можно использовать и как развивающие.

Итак, начнем.

“Срисовываем точки над и под строкой”
Цель данной методики – развитие навыков самоконтроля, умения действовать по образцу, пространственной ориентации.

Ребенку необходимо максимально точно воспроизвести образец и самостоятельно исправить свои ошибки.
Инструкция: «Посмотри внимательно на расположение точек слева и нарисуй их точно так же на правой стороне листа».

Упражнение "Точки и линии"


“Теппинг-тест”

Цель данного теста – определение нейродинамических особенностей.

Материал: лист бумаги формата А4 с нарисованными на нем шестью квадратами. Лист располагается в альбомной ориентации, т.е. не в высоту, а в длину. На листе рисуются шесть квадратов – три сверху, три снизу. Нумерация верхних квадратов идет справа налево (1, 2, 3), а нижних – слева направо (6, 5, 4).

Задача ребенка как можно быстрее ставить точки в рабочем квадрате и по сигналу переходить в другой. На работу в каждом квадрате отводится пять секунд. Затем ребенок переходит к следующему квадрату и так до шестого. Верхний ряд квадратов заполняется правой рукой, нижний – левой, начиная с четвертого, пятый и шестой. Перед началом тестирования объясните ребенку, в какой последовательности и какой рукой он должен будет работать.

Инструкция, которую родитель говорит своему ребенку перед началом теста:
«Сейчас тебе надо будет ставить точки в каждом квадратике. Переходить в следующий квадрат ты будешь по моей команде. Постарайся поставить как можно больше точек в каждом квадрате»

Далее родитель подсчитывает среднее количество точек в каждом квадрате (сложить точки во всех квадратах и разделить на шесть).
  • 1-16 точек – ребенок медлительный, все задания он будет выполнять в медленном темпе. Торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движений, за счет этого может увеличиться скорость работы.
  • 16-20 точек – ребенок способен работать в нормальном, среднем темпе. На уроках он, скорее всего, успеет справиться с заданным объемом работы.
  • 20 и более точек – скоростной ребенок, у которого все «горит в руках». Есть смысл обратить внимание на качество работы. По количеству точек в каждом квадрате можно определить выносливость ребенка. Если в первых квадратах точек больше, а к последним их число уменьшается (анализ проводить для каждой руки по отдельности), то можно говорить о быстрой утомляемости ребенка.

“Тест Венгера”
Цель данного теста – проверка уровня развития слуховой памяти.

Родитель предлагает своему ребенку запомнить 10 слов. Слова должны быть простые и короткие. Это может быть такой ряд:

кот  ель  дом  зима  игла  мост  брат  конь  очки  стул

Родитель медленно зачитывает ребенку слова и просит его повторить все, что он запомнил. Затем читает эти же слова второй раз, и ребенок опять повторяет все, что запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не запомнит все 10 слов (но не более пяти раз!).

Инструкция, которую родитель говорит своему ребенку перед началом теста:
«Сейчас я прочитаю тебе десять слов. Они все тебе знакомы. Слушай внимательно и запоминай их. А затем повторишь то, что запомнил. Слова можешь повторять в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов»

Родитель зачитывает ребенку набор слов. Ребенок называет те, что запомнил, а родитель помечает, какие слова он назвал. Далее:
«Я снова прочитаю тебе те же самые слова, и тебе нужно будет повторить их. Ты должен говорить все слова, которые запомнил. Неважно, говорил ты их первый раз или нет».

Норма – ребенок с первого раза запоминает 4-5 слов, а все 10 слов после 3-5 повторов.

Если ребенок даже после 5 повторов не способен запомнить и воспроизвести все слова, это может говорить о слабой нервной системе или о ММД (минимальные мозговые дисфункции). Обычно у таких детей есть проблемы и со вниманием. В подобных случаях необходима консультация невропатолога. Быстро утомляющиеся дети запоминают все 10 слов с одной-двух попыток. Но при последующих попытках количество воспроизводимых слов резко сокращается, Если результаты по теппинг-тесту тоже указывают на высокую утомляемость ребенка, необходимо тщательно продумывать как режим дня, так и степень учебных нагрузок ребенка.

“Упражнения на развитие мышления Данетка”
Цель данных упражнений – исследование существенных свойств предметов, формирование понятий и умения обобщать. Игра требует хорошего внимания.

Играть можно как вдвоем, так и большой группой. Если родитель играет только со своим ребенком, ту ему надо позаботиться о том, чтобы стимулировать ребенка к активности, показывать ему пример умных вопросов, внося элемент соревновательности.

Правила игры: задумывать можно все, что угодно: животных, растения, предметы быта, одежду, еду. При этом важно точно знать, что загаданное слово знакомо ребенку (и здесь родителю будет самому интересно насколько широк кругозор его ребенка).

Ведущий загадывает слово, которое должны угадать остальные игроки. Участники игры задают по очереди вопросы, на которые ведущий отвечает «Да» или «Нет». Число вопросов можно ограничить, например, не более 10. Выигрывает тот, кто первым догадается, какое слово было задумано. Выигравший задумывает свое слово, и игра продолжается.

Пока у детей нет опыта игры, они могут задавать «глупые» вопросы, то есть заниматься простым перечислением. Например, выяснив, что задумана еда, они могут задавать вопросы: «Это конфета?», «Это торт?», «Это суп» и т. П. Такое перечисление может быть бесконечным. Можно объяснить детям, какие вопросы «глупые», а какие — «умные», и поощрять «умные» вопросы одобрением или специальными фишками.

“Игра с мячиком”
Цель данной игры – расширение представлений ребенка, формирование умения объединять предметы по заданному свойству.

Ребенку предлагается поиграть в мяч, выполняя хитрое правило. Перебрасываем мяч, называя все:
На чем люди могут передвигаться;
  • Что имеет колеса, колесики и колесища;
  • Что может плавать;
  • Что может летать;
  • Что не делали люди;
  • Что сделано из различных материалов (пластмассы, бумаги, стекла, глины, золота и пр.);
  • Что умеет издавать звуки и пр.

Приятных и полезных Вам и Вашему ребенку занятий!