Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я выбираю мысли, которые помогают мне двигаться к успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Классическая музыка в логопедическом сопровождении младших школьников

Классическая музыка в логопедическом сопровождении младших школьников

Э.В. Калинская
учитель-логопед

Разрабатывая новую экспериментальную программу для младших школьников «Учимся вместе», мы хотели учесть как можно больше факторов, которые будут способствовать эффективному развитию устной речи учащихся.
О пользе музыки в развитии ребёнка говорили многие известные личности в разные исторические периоды. Например, древнегреческий философ Аристотель, отмечая способность музыки «оказывать известное воздействие на этническую сторону души», предлагал включить её «в число предметов воспитания молодежи». Русский писатель В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше... она наполнит гармонией мира их юные души». А педагог В.А. Сухомлинский считал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Наша современница Мария Флетчер в своей статье «Музыка, которая лечит» сообщает: «Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать. Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями. Однако мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» от головной боли, для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала».

Нас заинтересовало данное утверждение в связи с особыми образовательными потребностями детей, приходящих к нам на сопровождение. Мы решили выяснить, какая именно музыка обладает такими возможностями.

Вот что рассказывается в статье "Классическая музыка в пользу ребёнка"


Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребёнка любого возраста, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.
Еще в середине XX века, врач-фониатор, отоларинголог А. Томатис (Франция) предположил что ухо - орган слуха, возбуждаемое звуковыми колебаниями, способно как маленький генератор заряжать энергией мозг, а через него соответственно - и весь организм! А. Томатис успешно преуспел в использовании музыки даже для коррекции речи у детей, а также и развития их способности к коммуникации.

Из всей классики талантливый исследователь особо выделил австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791 гг.). Он нашел, что - тональный звуковой ряд музыки Моцарта наиболее близок к тембральным окраскам человеческого голоса. И уникальные плавные тридцатисекундные переходы его музыкальных шедевров - совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга!

В результате своих исследований А. Томатис впервые ввёл в употребление термин «Эффект Моцарта». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в раннем возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся более способные к развитию мышления.

Позднее в 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой другой.

А в статье "Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности" приводятся факты других исследований о влиянии музыки Моцарта на людей.



Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анжелесского отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена (“К Элизе”) и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). М. Боднер отметил, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает “светиться” буквально вся кора головного мозга.
Согласно выводам турецких ученых, исследовавших “эффект Моцарта”, в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта – лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.

Моцарт – “самый подходящий” композитор для детей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, что и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.

Доктор Ф. Раушер из Калифорнийского университета выдвинула “революционную” гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге. Из этого предположения она делает выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов. Ф. Раушер подчёркивает, что именно музыка Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).

По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает слух и речь.

Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор, но широкий диапазон медицинских и психологических исследований ученых всего мира независимо друг от друга продолжает выявлять её благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в своей экспериментальной программе для младших школьников «Учимся вместе» во время минут отдыха или самостоятельной работы нужно использовать музыкальные произведения В.А. Моцарта.

Прошедший учебный год утвердил нас в правильности выбранного музыкального сопровождения логопедических занятий. Классическая музыка стала одним из средств развития речи младших школьников.


*) Услышать самые знаменитые произведения В.А. Моцарта с удачно подобранным видеорядом можно на сайте: http://blog.pobedinedug.ru/view_post.php?id=21