Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое мышление настроено на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Консультация для родителей будущих первоклассников

Консультация для родителей будущих первоклассников


Кунакова Н.Ю. – директор Центра,
педагог-психолог высшей категории
В общеобразовательных учреждениях начался прием заявлений в первый класс. Многих родителей волнует вопрос конкурсного «отбора» первоклассников. На законодательном уровне отбор детей в школу запрещен. Но на практике родитель может столкнуться с таким явлением, как тестирование ребенка или собеседование при поступлении в школу.

Необходимо различать две противоположные по цели процедуры: диагностику развития ребенка перед началом школьного обучения и отбор при поступлении в школу. Диагностика, как определение особенностей развития основных познавательных процессов будущего ученика, его эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, является очень важным звеном при подготовке ребенка к поступлению в школу. Ее проводят учителя, педагоги-психологи, школьные логопеды для того, чтобы познакомиться с ребенком, его индивидуальными особенностями и оценить степень школьной зрелости. Данные психолого-педагогической диагностики не могут являться основанием для отказа в приеме в школу. Исключение составляет заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Процедура диагностики на школьную зрелость получила официальное одобрение Министерства образования. В информационном письме № 70/23-16 от 07.01 1999 г. сказано:

Возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения.

Что касается вступительного экзамена в первый класс, то в российском законодательстве запретов на него нет. Однако практика проведения вступительных испытаний и конкурсов подвергается обоснованной критике. В том же письме написано:

Проводя такого рода отбор… образовательное учреждение выбирает удобных ему детей, «прикрываясь» интересами ребенка, фактически нарушая его право на образование, вместо того, чтобы обеспечивать в соответствии с законодательством право родителей на выбор образовательного учреждения для своих детей.

Отбор детей в школу – явление сложное и неоднозначное. Любая школа с программой, отличной от стандартной, так или иначе отбирает детей в свои классы. Кстати, следует сказать, что отличия программ касаются содержания образования, сложности программы, увеличения объема учебной нагрузки. Разнообразие типов школ: лицеи, гимназии, УВК, кадетские школы, частные школы – породило явление отбора детей  на практике. Несмотря на протесты, отбор существует, в том числе и по родительским анкетам.

По закону граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования. Статья 16 закона «Об образовании»:

Порядок приема граждан в образовательные учреждения …определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
Это подтверждено и в «Типовом положении об общеобразовательном учреждении» от 2001 года, пункт 45 и 46. Но имеется одно уточнение:
Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободного места в учреждении.
Если следовать букве закона, то порядок приема в школу определяет учредитель. К компетенции образовательного учреждения относится:
самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты.


По закону родители могут смело идти в ближайшую подходящую для них школу и быть уверенными, что ребенка примут без предварительных испытаний. При этом  родителя должны ознакомить с уставом школы в части требований к поступающим в первый класс. Если там не сказано, что ребенок зачисляется на основании результатов тестирования или испытаний, то родитель имеет право оспорить предложение школы провести таковые с ребенком. Вряд ли в уставе будет запись о том, что ребенок при поступлении должен уметь читать и писать. На собеседовании с учителем это требование нередко выступает как определяющее зачисление в «сильный» класс.

Учредителю в лице органов местного самоуправления отбор детей, как таковой не нужен, поскольку власть заинтересована в обучении всех детей. Как правило, идея отбора возникает в самом учреждении, чтобы не брать в «хорошую» школу «плохих» детей. Объективно в этом заинтересованы и администрация школы, и родители «хороших» учеников. В российском законодательстве нет особых распоряжений по отбору детей в школы повышенного статуса.

Во время записи ребенка в школу с ним могут поговорить. у него спрашивают фамилию, имя, возраст, хочет ли он идти в школу. Могут задать и другие вопросы, чтобы узнать осведомленность ребенка и его кругозор.

В реальной жизни родители, чтобы подстраховаться, еще с осени записывают своего малыша на подготовительные вечерние курсы, где детей часто просто натаскивают по программе первого класса, обучая читать, писать, решать арифметические задачи. Волнение родителей можно понять. Однако для успешной адаптации к школе очень важна психологическая готовность к обучению, а также сформированность личностных новообразований, отвечающих за школьную зрелость.

В нашем Центре Ваш ребенок может пройти диагностику школьной зрелости и получить необходимые рекомендации специалистов по подготовке к школе. Преимущества такой независимой экспертизы очевидны: мы не зачисляем в школу и не нарушаем права ребенка на образование. Специалисты Центра имеют многолетнюю практику работы в городской психолого-медико-педагогической комиссии и поэтому прекрасно владеют методами психологической диагностики развития ребенка. Очень важно показать ребенка специалистам в том случае, если на момент поступления в школу ему не исполнилось 7 лет, или если Ваш ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение.

Истинная проблема отбора состоит в том, что школа подбирает не программу под ребенка, а ребенка под программу. В нашем Центре вы можете получить рекомендации по построению образовательного маршрута ребенка.