Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое сознание настроено на успех и положительные перемены
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Если Вы собираетесь пойти на консультацию к психологу, эта статья поможет Вам сделать первый шаг


Кунакова Н.Ю.
педагог-психолог

Суть психологического консультирования заключается в непосредственной работе с людьми, направленной на решение различного рода психологических проблем, в том числе, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством консультирования является определенным образом построенная беседа. Психолог создает для человека  «клиента» условия, в которых  он переживает «старые» события по-новому и находит возможности в решении проблем. В процессе консультирования решаются две задачи:
  • преодоление конкретного психологического затруднения;
  • личностный рост клиента.
Права клиента в консультативном процессе:
  • право на получение квалифицированной психологической помощи;
  • право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений;
  • право на выбор консультанта;
  • право на нераспространение обсуждаемой личной информации.

Характер консультативных отношений – сотрудничество, но не манипуляция.

Профессиональные и этические обязанности и права консультанта:
  • Предоставить компетентную психологическую помощь.
  • Конфиденциальность.
  • Право на передачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания психологической помощи.
  • Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
  • Ориентация на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила.
  • Запрет на советы. Советуя, консультант берет ответственность за происходящее на себя, что не способствует развитию личности клиента.
  • Анонимность. Любая информация не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные организации, родственникам или друзьям.
  • Разграничение личных отношений и профессиональных обязанностей.
  • Включенность клиента в процесс консультирования. Консультант должен следить за тем, чтобы развитие беседы было логичным и понятным.

Основные этапы психологического консультирования

Начальный этап
Цель – установление контакта. Очень важно установить связь на личностном уровне. После взаимного представления психолог должен прояснить, кто он и чем занимается и дает гарантию анонимности. Затем устанавливаются те условия и параметры, по которым консультант и клиент будут взаимодействовать. Случается, что человек, пришедший на консультацию, просит психолога помочь не ему самому, а кому-то еще. Следует быть готовым к отказу, так как психолог работает непосредственно только с тем, кто обращается к нему и кто готов обсуждать и анализировать свою жизненную ситуацию с точки зрения собственной ответственности за нее. На первом этапе консультирования обычно психолог собирает первичную информацию, а также обсуждаются цели, продолжительность и стоимость консультирования.

Консультативная беседа
Цель – разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны его тревоги. Сопротивление консультированию – частый феномен в начале беседы, когда клиент, уже находясь в кабинете психолога, все еще задает себе вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Как консультанту, так и клиенту необходимо структурирование беседы. понимание происходящего способствует концентрации внимания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активности во время разговора. Обычно психолог кратко комментирует то, что говорит клиент, подводит итоги сказанного по тому или иному поводу, задает уточняющие вопросы, следит за логикой беседы, способствует целенаправленному развитию беседы. В результате беседы у психолога возникает гипотеза об источниках и причинах затруднений клиента.

Этап оказания психологического воздействия
Цель – достижение клиентом понимания и  преодоление психологических затруднений. В чем именно состоит это воздействие, с чем связана его эффективность? Разные школы психотерапии и их авторы подчеркивают значение разных факторов при оказании психотерапевтического воздействия. Ведущая роль в этом процессе придается катарсису,  изменению личностных структур и приобретению смысла. Различные подходы к консультированию расходятся в представлении о том, что и как должен делать профессионал для того, чтобы ситуация клиента изменилась. Например, в системной семейной психотерапии клиентам будут давать развернутые предписания того, как и что им необходимо делать, в психоанализе же психотерапевт никогда не заведет речь о том, что поведение пациента должно измениться, пока клиент сам не начнет рассказывать о происходящих в его жизни изменениях. Не стоит стремиться к каким-то значительным результатам, опираясь на то, насколько готов к изменениям сам клиент.

Основное содержание работы на данном этапе – использование различных психологических средств для содействия клиенту в осмыслении и преодолении его психологических затруднений.

Заключительный этап
Подведение итогов беседы, обобщение происшедшего за время приема. Обсуждение вопросов, касающихся отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Подавляющее большинство людей, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием. Реально за один консультативный час можно сделать очень мало, но во всяком случае, можно попытаться с помощью профессионала поразмышлять о себе, об окружающих. Но если принято решение о том, что контакты продолжаются, необходимо обговорить день и час следующей встречи, удобные обоим. Эффективность встреч будет значительно выше, если их время и место будут постоянными.