Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я настраиваюсь на удачу и успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Трудности обучения приемного ребенка


Катречко О.В.
педагог-психолог 1 категории


Выступление на муниципальном методическом объединении 19.12.2017г.
Важно, что я хотела бы отметить, в своем выступлении,  что дети оставленные своими родителями или изъятые из семьи в силу того, что их родители вели асоциальный образ жизни,  действительно отличаются по развитию когнитивной, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

Дети из детского дома действительно многого не знают, быстро устают, не горят желанием учиться. На самом деле, среди бывших детдомовцев есть дети, для которых программа общеобразовательной школы непосильна, а не потому что они ленятся и их надо не распускать. Так, часто, говорят учителя приемным родителям, что они их слишком жалеют, вот они и распустились.

В школе надо постараться создать условия для реабилитации детей-сирот.
1. И первое, о чем хотелось бы сказать, чтобы учителя понимали, что если к ним в класс пришел приемный ребенок, нужно уделить ему, особенно на первых порах, особое внимание. Мы уже знаем, что у приемных детей в той или иной мере наблюдается нарушение привязанности.

Ребенок родился  - он способен узнавать свою мать по голосу, запаху, по вкусу. А вот ребенок родился, а мать его оставила ее нет, он ищет глазами ее взгляд, губами ее грудь. Ее нет,  его пеленают, кормят, моют разные люди, каждый раз не те. Ему страшно, масштаб этого страха огромен, взрослые тоже могут терять близких, но у нас что-то остается, а у ребенка другого ничего нет – только его мать! Для него отсутствие матери означает крушение всего, что было и невозможность возникновения чего бы то ни было. Трудно сформировать привязанность, когда за тобой ухаживают разные люди, каждый со своей энергетикой, мимикой, интонацией. Потеря матери приводит к базовой тревожности, которая поселяется в самой глубине человека и может явиться, в последствии,  основанием для формирования депрессивной структуры личности. Так же нарушение привязанности может стать основой для развития психопатических черт личности, садизма, шизоидной акцентуации.

Многочисленные исследования показывают, что качество детской привязанности влияет на будущую жизнь человека – в частности на желание работать и добиваться успеха.

Любое нарушение имеет свои последствия – ребенка бросили, значит от других людей он будет ожидать так же того, что его бросят или предадут и имея эту установку внутри, именно таких людей и выбирает, тем самым подтверждая свою «Я-концепцию» - я тот человек которого бросают. ( дошкольники в силу своего эгоцентризма склонны считать виноватыми себя)

Понимая этот феномен. Учитель должен показать сам и организовать так ребят в классе, чтобы приемный ребенок поверил, что здесь он нужен!  Что здесь к нему относятся хорошо и рады ему. И на первом этапе вхождения приемного ребенка в новый класс это самое важное, важнее оценок. В семье родители заняты тем, чтобы формировать привязанность с ребенком в семье, а задача учителя сделать это в классе. Ведь когда вам страшно, вы встревожены, озабочены – трудно понимать учебный материал. Поощрять его успехи, а не успехам уделять меньше внимания. У нас же происходит наоборот, успех ребенка считается как бы само собой разумеющимся, а не успех сразу отмечается,  об этом сообщается родителям, таким образом,  формируется негативное отношение к школе!

2. Важно понимать, что период адаптации ребенка в новой семье – это не простой период и для семьи и для ребенка, ребенок не просто пришел в гости, он должен стать членом этой,  пока еще совершенно не знакомой ему семьи. Здесь нужно упомянуть о таком феномене, который происходит, когда ребенок попадает именно в семью. Если ребенка изъяли из семьи, то значит,  дела в этой семье были совсем уже плохи. Ребенок подвергался физическому, эмоциональному, а возможно и сексуальному насилию, его нуждами родители пренебрегали – дети голодали, не имели достаточно одежды и обуви, развивающих игрушек. И когда ребенок вновь попадает в семью, у него актуализируется те отношения, которые были в его кровной семье. Потому что никакого другого опыта у него нет. Вы можете это понять на таких примерах. Часто подростки, когда им что-то не нравится как ведут себя их кровные родителя говорят что никогда не будут себя так вести со своими детьми, но когда у них появляются свои дети ловят себя на том, что они ведут себя как их родители.

Это объективные причины для того, чтобы понять, что дети из детского дома, которые росли без достаточной родительской заботы, отличаются от семейных значительным отставанием в физическом и интеллектуальном развитии, не проявляют любознательности, не любят осваивать новые навыки, легко впадают в истерику, панику, в отчаяние.

3. Важный момент, на который я хотела бы обратить внимание, что у людей, переживших в детстве отвержение или пренебрежение родителей, вообще по жизни преобладают негативные чувства – злость, вина, обида, ненависть,  бессилие, отчаяние. Очень мало радости, удовольствия, интереса, счастья, любви. Те чувства, которые помогают нам преодолевать трудности. Нелюбовь к себе, низкая самооценка, низкий уровень притязаний. Поэтому любую неудачу они переживают сильнее, часто можно слышать при любой неудаче. Даже небольшой - « Я дурак», «Я бестолковый, у меня все равно ничего не получится».  Т.к. родители не утешали и не подбадривали их. То и они сами не могут этого делать, а сразу проваливаются в отчаяние. Ведь важно не просто решить пример, нужно уметь уговорить себя сделать то, что не хочется, нужно стараться, нужно планировать свое время, уметь отдыхать, уметь утешаться после неудач. Именно этих умений катастрофически не хватает этим детям, поэтому они часто плохо учатся, даже имея нормальные способности.  Но большинство детей не имеют удовлетворительных способностей. У них слабо развиты психические процессы: внимание, память, не развито в достаточной мере мышление. Не сформированы предпосылки учебной деятельности. Наблюдается педагогическая запущенность.  А мы понимаем, что без развития соответствующих психических процессов ребенку трудно осваивать учебный материал.

Возможно, многим из них нужна помощь репетиторов или помощь самого учителя, если он готов к этому,  по выявлению пробелов знаний и их исправлению.

Задача учителя поддерживать такого ребенка. Главная фраза учителя для приемного ребенка « У тебя обязательно получится», т.е.  верить в него даже когда он не верит!

4.  Выше уже говорилось, что большинство из приемных детей  испытали на себе жестокое обращение. Жестокое обращение формирует у ребенка недоверие к миру – мир злой. Поэтому его надо бояться и быть злым, злость как защита. «Ведь лучшее средство защиты,  как известно это нападение» – напасть первым, это значит защититься.

Поэтому в классе важно показать. Что никто не собирается на него нападать и тогда ребенок сможет расслабиться.

Конечно,  учитель не может, да и не и не должен брать на себя всю заботу о психологической адаптации приемного ребенка, но это и не нужно, есть родители, психологи, опека, служба сопровождения. Важно, чтобы учитель взял на себя свою долю ответственности. Но другого выхода нет – нужно терпеливо каждый со своей стороны, обучать их всем этим премудростям, подсказывать, поддерживать, хвалить, обязательно показывать альтернативу их действиям, которые вы считаете неправильными – ты сделал неправильно, в следующий раз сделай вот так…

5. Так же одна из проблем детей переживших жестокое обращение – искаженное понимание любви,  бьет - значит любит! И всеми силами они вызывают у других людей и родителей и учителей негативные чувства, ведь к этому они привыкли для них – это любовь. Важно понимать это и не принимать учителям агрессивное поведение лично на свой счет! Постепенно это пройдет, ребенок перестроится, если вы не начнете отвечать ему агрессией, местью.

Итак – мы с вами сейчас говорим о том, что есть объективные причины по которым приемный ребенок имеет трудности в обучении.
1. Нарушение привязанности – у ребенка не развивается любознательность, познавательные способности, интерес к приобретению знаний, ему трудно строить отношения с другими людьми.

2. Базовое недоверию к миру – негативные чувства в ребенке преобладают над позитивными!

3. Жестокое обращение в семье – нарушает естественный ход развития психических функций ребенка и в дальнейшем развития Высших психических функций.

Как результат: низкая самооценка, обида на мир, нелюбовь к себе, низкий уровень притязаний, выученная беспомощность, переживание недостаточного контроля над жизненными обстоятельствами.

Это то, что мы имеем у приемных детей, в той или иной степени. Все зависит, как вы понимаете от того какая была кровная семья, долго ли находился ребенок в детском доме, было ли жестокое обращение и др. о чем мы с вами уже говорили!

Задача учителя:
1. Принять как аксиому, что приемный ребенок имеет особенности развития!

2. Взять на себя свою долю ответственности за обучение приемного ребенка, работать в тесном контакте с родителями, школьным психологом, службой сопровождения, социальным работником (должна быть междисциплинарная помощь – один учитель, как и один родитель здесь не справится).

3.
Создать в классе, в который пришел приемный ребенок атмосферу принятия этого ребенка.

4.
Задача учителя поддерживать такого ребенка. Главная фраза учителя для приемного ребенка  «У тебя обязательно получится», т.е.  верить в него даже когда он не верит!

5.
Всем специалистам выявить актуальный уровень развития ребенка. Помочь устранить пробелы в знаниях ( помощь школьных учителей по возможности, репетиторов, родителей, логопедов, дефектологов).

6.
Способствовать формированию мотивации к обучению.

7.
Постараться увидеть ресурсы ребенка,  на которые он может опираться.
Да, много чего плохо у приемного ребенка, а что хорошо. Подсказать родителям,  на что им можно опереться. Например, плохая память. Найти эффективные способы запоминания, которые доступны ребенку – на слух, на вид, через образ, через сравнение, через действие, через сопоставление. Отдать его в театральную студию, если у него есть интерес, играть в настольные игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, Т.е. действовать опосредованно не «в лоб». Потому что просто решать дополнительно по 20 примеров не даст результата, ребенок быстро истощится и перестанет учиться.

8.
Сотрудничество с приемными родителями. Задача не жаловаться родителям на то как ребенок плохо учится или ведет себя, а вместе думать как ему помочь. Потому что любой ребенок, как бы он себя не вел,  все же хочет,  чтобы взрослые ему помогли справиться с его трудностями!

Еще раз хочу подчеркнуть, что эта проблема междисциплинарная! Только в сотрудничестве мы сможем помочь приемным детям!