Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я радуюсь успеху тех, кто рядом со мной
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Активация ВПФ воспитанников и обучающихся по средствам использования сенсомоторных упражнений в процессе образовательной деятельности.


Ивашкина Т. Е.
педагог-психолог 1 категории

В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Причиной таких отклонений могут служить многие факторы, например, такие как: проблемы, возникшие в пренатальном (инфекции, гипоксия) и постнатальном периодах жизни ребенка, экологическая ситуация, особенности образа жизни большинства наших детей, особенно это касается жителей больших городов. Образ жизни как детей, так и большинства взрослых вокруг них имеет недостаток естественных движений, проведение большого количества времени за видеоиграми, просмотром TV- передач и программ.

Таким образом, постепенно, начиная с самых ранних лет, происходит уход от заложенного природой механизма снятия напряжения через естественное движение. Тело выступает посредником учения, поскольку оно собирает все ощущения, передающие нам информацию о мире и о нас самих. Именно раскрытие и освоение ребенком возможностей своего тела в возрасте от рождения до 4-5 лет приводит к формированию первичных сенсорных схем и нервных связей. В дальнейшем на этом базируется вся мыслительная деятельность.

Детям же сложно соответствовать современным требованиям, т.к. в силу многих причин они часто приходят в школу с функционально несформированными важнейшими нейрофизиологическими механизмами и зачастую с негативным эмоциональным отношением к процессу обучения.

Давайте рассмотрим, как же происходит формирование мозговой организации в процессе развития ребенка:

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).

Итак, подробно рассмотрим основные виды функциональных несформированностей, их основные признаки.

I Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга

Основные симптомы:
Основные жалобы родителей:
ленивый, невнимательный, неуправляемый, иногда становится будто бешенный. С младенч. множественные воспалительные процессы типа отитов, ларингитов. Неловки, долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации. Характерны также малоподвижность, скованность, маловыразительность, чередующиеся взрывами гипеактивности (диспластичное поведение). Излишне чувствительны, капризны, часто неуправляемы в поведении, нередко патологически упрямы. Вся деятельность таких детей проходит под лозунгом: "Я так хочу!" Они либо излишне полны, либо излишне худы по сравнению со сверстниками; длительные  проявления энуреза, изменены аппетит и сон.

В процессе обучения такие дети тратят на простые действия очень большое количество времени, т.к. не понимают с чего начинать и где заканчивать, путают право и лево, верх и низ и как следствие быстро наступают усталость и эмоциональная подавленность, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей и учителей, т.е. происходит вхождение в ситуацию своего полного неуспеха.

На телесном уровне ситуация «полного неуспеха» проявляется в телесных зажимах, особенно в области плечевого пояса, а также в виде тиков и навязчивых движений. Дети пребывают в следующих позах: голова втянута в плечи, поясница скрючена, невозможно сосредоточиться, глаза бегают, провалы в памяти. Либо другой набор внешних  телесных проявлений: плечи и голова избыточно отведены назад, поясница прогнута и для равновесия появляется животик, зрение сфокусировано  в одной точке. А поскольку человек – система взаимосвязанная, то в результате через зажатые мышечные зоны с трудом начинают проходить сигналы от мозга к важным органам тела и обратно и как следствие, наступает быстро усталость, возрастают истощаемость и вырабатываемость.  При этом страдают наиболее слабые органы и ребенок чаще болеет.

При эмоциональной включенности в ситуацию, первое, что страдает – мыслительная и творческая деятельность. Следовательно, ни о какой нормальной учебе не может быть и речи.

Чем дольше длиться стресс, тем надежнее запоминается это состояние на разных уровнях:
  • на уровне тела – в виде привычных зажимов;
  • на уровне эмоций – в виде привычного «соскальзывания» в неприятные переживания;
  • на уровне мышления – в виде невозможности найти выход из тупика.
Выдающийся отечественный нейрофизиолог Н.П. Бехтерева в своих исследованиях деятельности мозга назвала такое привыкание «Устойчивым патологическим состоянием». Она отметила, что для выхода из него нужно время и целенаправленное воздействие. Эффективнее всего действовать одновременно с трех сторон: тела, эмоций, мышления.

Однако существуют простые и эффективные методы, с помощью которых можно справиться с ситуацией. Одним из таких методов является метод использования сенсомоторных упражнений в учебной деятельности.

Применение сенсомоторных упражнений в учебной деятельности является эффективным дополнением к существующим учебным программам, т.к. направлено на снятие стрессовых телесных зажимов, активированию определенных зон мозга учащихся и направлено на снятие стрессового состояния и мотивирует к обучению.

Упражнения эти довольно просты, не требуют много времени и силы для выполнения. Их легко делать в игровой форме, они доступны взрослым и детям. Вместе с тем эффективность упражнений очень высока.

I. Сенсомоторные упражнения направленные на коррекцию и абилитацию функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.
(I-й ФБМ)
1. Массаж и самомассаж

1.1. «Позитивные точки»

Указательные  пальцы обеих рук кладутся на точки на лбу, расположенные посередине между линией бровей и линией волос.

Можно просто держать пальцы на этих точках. Можно представлять позитивное разрешение предстоящей стрессовой ситуации.

Внимание  При выполнении дышим в привычном ритме.

Упражнение стимулирует процесс запоминания. Также происходит  улучшение усвоения получаемой информации и перевод ее в долговременную память. Происходит ослабление эмоционального напряжения. Очень хорошо применять перед контрольными работами, публичными выступлениями.

1.2. «Кнопки мозга»

Позволяют привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливают его к восприятию сенсорной информации.

Выполнение: ноги стоят удобно, параллельно друг другу (колени расслаблены). Одну руку кладем на пупок, а пальцами другой руки (большим и средним) одновременно массируем парные точки в подключичных впадинах.

Малыши могут массировать грудку плотно прижав ладошку к груди до легкого покраснения.

Стимулирование точек проводят до 10 раз, меняя положение рук на противоположное и еще 10 раз.

1.3. «Растираем ушки»

Выполняется стоя или сидя.
Берем оба уха руками таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди.
Мягко массируем край уха сверху вниз, чуть выворачивая назад (в сторону затылка). Затем разминаем мочку уха до покраснения. Дыхание в привычном темпе.
Способствует лучшему усвоению информации на слух, «включают мозг».

2. Дыхательные упражнения

Выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание не только потому, что это оптимизирует газообмен и кровообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих самопроизвольной регуляции.

2.1. "Сова"

Выполняется стоя или сидя.
Правая рука захватывает надостную мышцу (посередине плеча) с левой стороны (обычно мы массируем ее, чтобы снять усталость).
Далее все движения выполняются синхронно: рука сжимает мышцу; губы вытягиваются трубочкой и произносят звук «УХ»; шея сдвигается немного вперед, подбородок выпячивается; глаза расширяются.
Возвращаемся в исходное положение: рука отпускает мышцу; губы расслабляются, шея занимает свое естественное положение, глаза тоже.
Далее синхронное выполнение и расслабление чередуются. На каждое «УХ» голова немного сдвигается, перемещаясь по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу. Для полного завершения упражнения требуется 5 - 6 «УХ».
Упражнение выполняется с участием правой и левой рук.

3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.

«Потянулись и сломались»  Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрываются). Подключая фантазию ребенка, произносим: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше (...к солнышку или к тучке)... Мысленно   отрываем пятки от пола (реально пятки на полу) … А теперь наши кисти (например... веточки) как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях..., в плечах...,упали. Повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени...

По-возможности, необходимо проверить, полностью ли расслабилось тело ребенка, указать места зажимов, объяснить, как можно их «сбросить». Необходимо, например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).

4. Работа  с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.

Важность развития движения глаз разрешите проиллюстрировать следующим примером. Полная зрительная картина у младенца формируется  только к восьми месяцам. Для того, чтобы это произошло, он постоянно все трогает, нюхает, пробует на вкус и рассматривает. Его глаза совершают огромное количество микродвижений. В это время его мозг занят выстраиванием сложных связей, основанных на богатстве получаемой от тела информации. Позднее, к сожалению, с самого раннего возраста детей приучают не двигаться во время занятий, а также смотреть только на доску, учителя или в тетрадь. Однако эти ограничения не учитывают тот факт, что зрение и эластичность хрусталика тесно связаны с движениями тела. Чтение книг — это фокусировка зрения на близкое расстояние, которого нет в природе. В естественных же условиях глаз постоянно фокусируется то близко, то далеко и за счет этого меньше утомляется и больше отдыхает. В учебной же деятельности происходит т. н. «застывание взгляда», что не способствует лучшему усвоению материала, так как такие «застывания» приводят к зажимам в теле, а зажимы в теле приводят к ухудшению проводимости сигналов от головного мозга к другим органам и обратно. Поэтому  следует делать перерывы в занятиях примерно каждые 10 мин., чтобы восстановить естественное трехмерное зрение. Глазодвигательные упражнения дают возможность вернуть глазам подвижность и снять возникшие зажимы. Например, «ленивая восьмерка»:   
Выполняется упражнение сидя или стоя.
Рука вытягивается вперед и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой палец выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисует знак «бесконечность». Глазами необходимо проследить за вытянутым пальцем. То есть глаза также вслед за рукой «рисуют» восьмерку, лежащую не боку. Рекомендуем сделать четыре «восьмерки» одной рукой, четыре «восьмерки» другой рукой.

Модификация упражнения: прослеживание по воображаемому кругу, овалу, треугольнику, квадрату, диагонали и т.д.

II. Функциональная несформированность правого полушария
Основные симптомы:
Недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных).
Нарушения порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти. Предметные парагнозии (дом-шкаф), реверсии, контаминации («слепки») из двух фигур трудности  цветоразличения и  дифференциации эмоций. Нарушение письма и чтения из-за несформированности оптико-гностического  фактора.
Основные жалобы родителей: Пространственные ошибки при  копировании, письме, сложности запоминания материала. Стремление к обильному фантазированию "Я так вижу"
 
III.Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий
Основные симптомы:
Несформированность реципрокной координации рук. Обилие реверсий (зеркальности), как элементарных,  так и системных: восприятие и анализ значительного по объему  перцептивного поля справа налево. Отчетливая тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой. Несформированность фонематического слуха; нестабильность номинативной функции речи. «Краевые» эффекты при исследовании  памяти.
Основной радикал синдрома:
Недостаточная сформированность  межполушарного взаимодействия на уровне мозолистого тела.
Основные жалобы родителей:
«Делает все и правой, и левой  рукой». Сложности письма и чтения (зеркальность).
 Раскоординированность движений, действий.

III.Функциональная несформированность левой височной доли.
Основные симптомы: Изолированные трудности в  звукоразличении,  понимании речи, воспринимаемой на  слух. Чтение плохо  интонировано.
Письменная речь нарушается в большей  степени:  замены по мягкости-твердости,  глухости-звонкости, ошибки в безударных гласных,  реже–пропуски букв. Компенсаторно расстраивается самоконтроль за собственной  речью (чаще замкнутость, молчаливость). Слухоречевая память: обилие литеральных парафазий, тенденция к размытости границы слова и появлению словесных новообразований.
Основной радикал синдром
Недостаточная сформированность фонематического фактора.
Основные жалобы родителей:
Жалобы самого ребенка: «Учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, в классе шумно».
Вопиющая безграмотность ребенка. Близкие по звучанию слова для ребенка звучат одинаково. Дети, воспринимая чужую речь как в чем-то незнакомую,  иностранную, не «слышат» и свою собственную. Проглатывание окончаний, затруднение в расстановке ударений; грубо страдает письмо.

II. Сенсомоторные упражнения направленные на формирование операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ).
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий

1. Пальчиковая гимнастика.

При выполнении пальчиковой гимнастики работают все пальцы рук, а не только большой, указательный и средний (в бытовой деятельности в основном задействованы эти пальцы). Безымянный же палец и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивны и находятся вне социальной зоны. Отсутствие гармонизации в работе пальцев рук у дошкольников в дальнейшем негативно сказывается на учебной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук.

Установлена и обратная зависимость — уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Осуществление и автоматизация движений такого типа создают и развивают принципиально иные связи в коре головного мозга, что расширяет резервные возможности его функционирования.

Выполнение:

Для младших школьников: повтор одной за другой ручных поз с одновременным проговариванием стихотворений (необходимо тщательно проговаривать слова, сопровождая повторения фиксацией соответствующей ручной позой). Например:
  • «Топ-топ-топотушки...»
  • «Капуста»
  • «Мальчик с пальчик...»
Для более старших детей: «Колечки», выполняемые сначала правой рукой, затем левой, затем двумя с исполнением разных поз на правой и левой руках.

2. «Гимнастика для мозга» для более старшего возраста: (циклы однородных перекрестных движений рук)

Вначале детей знакомят с основными командами — положениями: УШКИ, ПЛЕЧИ, ЛОКТИ, КОЛЕНИ. При этом ребенок, скрестив руки дотрагивается поочередно к ушкам, плечам, локтям, коленям.

Взрослый объясняет детям правила выполнения упражнения: выполнять  только команды педагога, а не его движения. На начальном этапе упражнения выполняются в темпе, позволяющем детям качественно разучить упражнения, в дальнейшем темп необходимо увеличить.

Модификация выполнения этого упражнения: педагог предлагает детям повторить движения, которые выполняет сам, несмотря на то, что команды могут не совпадать с исполнением.

Как дальнейшее развитие выполнения: (циклы разнородных перекрестных движений рук) «ушко-носик»:

    После команды «Ушки» педагог показывает и называет, какая именно рука должна коснуться ушка, а какая перекрестно носика. Например, правая — носика, а левая — правого ушка. После фиксации и следующей за ней очередной команды дети меняют положение рук. Теперь левая рука касается носика, а правая — левого ушка. Упражнение повторяется до 10 раз.

3. «Зеркальце и полочка» - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно-двигательной координации).    

Позиция «Зеркальце» - ладонь левой руки раскрыта и поставлена вертикально; большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони.

Позиция «Полочка» -  ладонь правой руки горизонтально; большой палец плотно прижат к ладони; средний палец приставлен к ребру правой руки у основания мизинца.

При команде педагога «полочка», приставленная к «зеркальцу», превращается в «зеркальце» и наоборот.

При выполнении упражнения особое значение придается контролю положению головы и глаз: взгляд перемещается с одной руки на другую без какого-либо движения головы.

4. «Перекрестные шаги»

Выполняется стоя или сидя.

Локтем левой руки нужно дотянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, потом локтем правой руки дотянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги.

Упражнение желательно делать в медленном темпе. Выполняя его, мы чувствуем, как «работают» мышцы живота. Если этого ощущения нет, значит, упражнение выполняется неправильно: либо слишком низко наклоняете локоть, либо слишком высоко поднимаете колено. «Встреча» должна происходить посередине. Продолжительность выполнения — по ощущению. Перекрестные шаги активируют работу обоих полушарий мозга. Упражнение является подготовкой для выполнения любой деятельности. Способствует более быстрому включению в ситуацию, усвоению информации. Также способствует развитию способности быстрого чтения, активного понимающего слушания.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым последующим повтором задания могут усложняться, может повышаться темп некоторых упражнений. Кроме того, для достижения положительного результата, как и в любой другой обучающей программе, важна последовательность выполнения упражнений. Все вместе взятое приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития. Комплекс сенсоматорных упражнений имеет большую эффективность, если преподаватель владеет им в полном объеме сам и выполняет эти упражнения одновременно с детьми.

Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятие «лево-право», например, цветной резинкой.
    Творческий подход при выполнении сенсомоторных упражнений стимулируют деятельность мозга, улучшают работоспособность и облегчают работу по формированию речевой и мыслительной деятельности.

III - блок мозга - блок произвольного внимания, саморегуляции, программирования, целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности.

Несформированность произвольной регуляции (функциональная несформированность лобных отделов мозга) в ходе беседы с родителями выявляется в легкой отвлекаемости, трудности сосредоточения, быстрой утомляемости от занятий, вялости и равнодушию практически ко всему, особенно если это связано с выполнением конкретных заданий. При этом ребенок может часами играть в одну и ту же компьютерную игру, без желания попробовать что-нибудь новое. Любая произвольная деятельность, сопряженная с соблюдением правил, вызывает у ребенка отвращение. В обследовании такой ребенок медлителен, монотонен, вял, не всегда удерживает программу, отсутствует эмоциональная включенность в происходящее. А также наблюдается стремление ребенка к упрощению программы, инертному стереотипному воспроизведению ранее заданной программы, неконтролируемому воспроизведению слов, изображений, сюжетов из предыдущих заданий (персевераторный стиль деятельности). Обращает на себя внимание крайне бедная речевая продукция, снижена обобщающая функция речи, часты эхолалии. Практически невозможна активная развернутая самостоятельная речевая продукция. Т.о главным патологическим фактором в данном случае является недостаточность произвольного внимания, речевой саморегуляции, программирования, целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности.

Возрастная динамика:

- в 3-4 года – псевдоаутичный фасад с вытекающими коммуникативными нарушениями и инертно-персевераторным стилем деятельности;

- 6-7 лет – элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость, обилие системных персевераций;

- к 12-ти годам – интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля, прогнозирования ситуации; тенденция к копированию значимого взрослого с отсутствием критичности.

В коррекционной деятельности важно привлечение внешних опор: в первую очередь организующая, достаточно жестко регламентированная деятельность со стороны взрослого, ориентированная на формирование у ребенка внутреннего алгоритма собственной деятельности.

Все занятия, выполняемые по-правилам!!!