Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я воплощаю в себе успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Мотивы принятия ребенка в семью


педагог-психолог 1 категории
Катречко О.В.

Одним из мотивов принятия ребенка-сироты в семью не редко является утрата своего кровного ребенка. Смерть ребенка величайшее горе для матери. Пустота и одиночество. Нет смысла жить - для кого?
Стандартные советы («вы не виноваты», «это все решается не нами», «нужно смириться» и т.д. и т.п.), которые дают близкие и родные, пытаясь помочь, не служат утешением. Иногда они приводят к еще большему желанию отгородиться от реальности. Горе, в отличие от счастья, всегда «одиноко».  Смерть ребенка является на столько сильной психологической травмой, что, как считают специалисты в области психологии стресса, на восстановление требуется в несколько раз больше времени, чем после любой другой травмы. Один из действенных способов преодолеть состояние горя – обратиться за квалифицированной помощью. По данным зарубежных психологов, после смерти ребенка 85 процентов  родителей нуждаются во временной психологической помощи, 15 процентов – в постоянной, по крайней мере, в течение года. Все очень индивидуально и каждому человеку требуется свой период времени для того чтобы вернуться к жизни.

После такой утраты, некоторые родители, решают взять в семью ребенка-сироту, особенно если, погибший ребенок, был единственный. Родителям очень хочется как можно скорее вернуть «утраченное». Воссоздать жизнь в семье, заполнить образовавшуюся пустоту, брешь в семье, переключиться на заботу о другом ребенке, чтобы ежедневные заботы не оставляли времени на уныние и позволили легче перенести боль утраты. Могут быть и другие мотивы. Но данный мотив преобладающий. В этом случае решение принимается импульсивно, поскольку,  подсознательно кажется,  как только ребенок окажется дома, все будет хорошо. Все будет как прежде.

Но «как прежде» не получается! Ведь, ребенок, которого вы возьмете из детского дома – это другой ребенок, даже, если (а так может случиться) он будет внешне очень похож на вашего кровного. Возникает множество проблем при выстраивании отношений между членами семьи, в обучении ребенка,  в его социальной адаптации.  А любовь и безусловное принятие приходят не сразу. И вместо облегчения родители ощущают еще большую усталость. Да еще и ребенок, хоть и похож внешне на своего, но ведет себя по-другому, интересуется другими играми, по-другому говорит, ест,  слушает, ходит…. И это постоянное сравнение не в пользу приемного ребенка. Ведь свой был такой хороший, умный, ласковый. Это сравнение может приводить к постоянному раздражению в отношении приемного ребенка. Ребенку из казенного учреждения требуется значительное время, чтобы проявить свои способности и добиться таких же успехов как у их домашних сверстников. А, возможно, что «таких» успехов у него никогда и не будет.
Возможно, вы сможете его понять, если обратитесь к своим переживаниям, ведь ребенок, так же как вы потеряли своего ребенка, потерял своих родителей. Это горе потери, тревога за свою жизнь, за жизнь людей, которые рядом с ним не дают ему нормально расти и развиваться.

Так внешняя похожесть может сыграть злую шутку над усыновителями: мучительно сознавать, что за близким выражением глаз, челочкой, вздернутым носиком – совершенно другой человек. В этой конкуренции приемному ребенку трудно выиграть, ведь погибший ребенок обычно идеализируется. А соревноваться с идеалом трудновыполнимая задача. Она может отнять последние силы приемного ребенка, ведь он так хочет,  чтобы его тоже любили! Постепенно ребенок понимает, что любят не его самого, а чей-то образ в нем – сначала это происходит неосознанно, а потом все более и более осознается, что приводит к тому, что ребенок перестает слушаться своих приемных родителей, плохо вести себя в школе, еще больше не успевать. Родители начинают отчаиваться, теряют любовь к ребенку и дальше только терпят его в своем доме. В подростковом возрасте ребенок начинает активно протестовать против родителей, может убегать из дома, начать воровать. Если семье не удастся преодолеть данный кризис это может привести к распаду семьи. В подростковом возрасте ребенка возвращают обратно в детский дом.

Конечно, нельзя сказать, что этот сценарий для всех семей, потерявших своего кровного ребенка. Но, чтобы данный сценарий не имел своего развития важно знать, что если семья потеряла ребенка и хочет принять ребенка-сироту необходимо:
  • С помощью специалистов проработать травму потери (для этого потребуется не менее года)
  • не искать ребенка только из идеи заменить погибшего
  • внутренне быть готовыми к тому, что приемный ребенок будет другим, даже если у него есть внешнее сходство с погибшим кровным ребенком
  • обязательно пройти обучение в школе приемных родителей, узнать об особенностях развития детей-сирот
  • любить ребенка таким какой он есть, воспринимая его как дар!