Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мой разум ориентирован на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Принятие ребенка в замещающую семью

(системный подход)


Канд. психол. наук
Семейный психолог
Чайка Р.П.
При вхождении приемного ребенка в замещающую семью необходимо учитывать, что она является системой, и системные процессы оказывают значительное влияние на эффективность приема.

Ребенок, оставшийся без попечения, при помещении его в замещающую семью, в процессе интеграции либо становится частью системы, либо остается внешним элементом и дезадаптируется.

Известно, что семья, как система, находится в постоянном развитии. Любые изменения (структурные, функциональные), ставят перед семьей новые задачи, решая которые она переходит на новую стадию развития. Появление в семье приемного ребенка неизбежно приводит семью в состояние кризиса. Наступление кризиса означает, что принятые ранее правила и формы взаимодействия уже не отвечают требованиям актуальной ситуации. Члены семьи вынуждены принимать новые правила и искать другие формы взаимодействия как в семье в целом, так и в семейных подсистемах (родительской, супружеской, детской). Дисфункциональная семья - это семья, которая не справляется с задачами развития.

Ребенок, попадая в принимающую семью (Ослон В.Н., 1998, 2000. 2006), взаимодействует со взрослым, который занимается его воспитанием, а также строит отношения со всей семьей в целом. В процессе адаптации семья старается приспособить его к требованиям системы. Но и она, в свою очередь, не в состоянии избежать изменений, не смотря на свое сопротивление им, и либо переструктурируется, либо отвергает ребенка.

Процесс включения внешнего для семейной системы «элемента» – ребенка-сироты – не может не влиять на внутреннее пространство семьи, переструктурируя границы между подсистемами, коалиции, иерархию, так же как и внутреннюю динамику системы, изменяя роли и связанные с ними отношения и формы взаимодействия (Ослон В.Н., 2009).

Большую роль играет характерный для семьи стиль семейного взаимодействия, в том числе и его дисфункциональные формы. Так, в семье, склонной к установлению симбиотических отношений с их близкой дистанцией в общении, члены семьи настолько тесно связаны между собой, что система выталкивает приемного ребенка.

Другая форма дисфункции – разобщенность, при которой члены семьи не имеют опыта установления близких отношений, затрудняет формирование привязанности между ребенком-сиротой и взрослым.

Приемный ребенок чутко реагирует на структуру властных отношений в семье. Ребенок-сирота, попадая в дисфункциональную семью, в которой власть узурпируется одним из родителей при слабой фигуре другого и наличии ребенка, зависимого от сильного родителя (М.Боуэн, 1978, 1992), привносит опыт пребывания в воспитательном учреждении с его жесткой иерархией или в хаосе асоциальной семьи, где привык воспринимать мир как малопрогнозируемый и нестабильный. В такой дисфункциональной семье он продолжает считать реальность не поддающейся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможности замещающей семьи в компенсации нарушений в развитии ребенка, вызванных депривацией.

Очень важно при формировании вторичной привязанности у приемного ребенка учитывать риск возникновения новых семейных дисфункций. Если объектом привязанности становится один из родителей, важно чтобы другой родитель не оказался на периферии семейных отношений, оттесненный возникшей вертикальной (детско-родительской) коалицией. Иначе, для того, чтобы вернуть себе прежнее внимание (или влияние) он «вынужден будет» приобрести некий симптом, дисфункцию (заболеть, начать алкоголизироваться и т.п.).

Появление приемного ребенка в семье, зачастую усугубляет проблемы, уже существующие, но не решаемые. Фиксация семьи на проблемах приемного ребенка отвлекает взрослых от решения задач развития на этом этапе. Таким образом, трудности ребенка становятся симптомом, выгодным семейной системе, потому что он «работает» на укрепление семьи.

Как известно, в дисфункциональных семьях дети часто испытывают следующие трудности:

  • Проблемы, связанные с учебой и поведением в школе.
  • Проблемы личностного развития: неуверенность в себе, уход от деятельности.
  • Проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, депрессивные состояния, агрессивность), невротические проявления.
  • Проблемы социализации в коллективе сверстников и трудности общения.
  • Девиантное (отклоняющееся) поведение, правонарушения, различные виды зависимого поведения (игровая, компьютерная, химическая зависимости).
Становясь условно выгодными семейной системе, они требуют больших сил для преодоления.

Важным моментом в процессе интеграции ребенка в принимающую семью является принятие им семейных норм и правил, а также согласованность в понимании ребенком и другими членами семьи этих правил.

Характеристики семейной микродинамики базовой семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Возможность открытого обсуждения проблем и всего происходящего, четкое распределение заданий, отсутствие противоречий в коммуникации, открытое циркулирование информации, разумный баланс между критикой и похвалой - все это способствует развитию у приемного ребенка эмоциональной зрелости, самоуважения, возрастанию доверия к миру и ощущения его предсказуемости и надежности.

Литература
  • Ослон В.Н., Пимонов В.А. Сопровождение замещающей семьи: мишени и
    технологии помощи.- М., 2009