Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я строю свою жизнь в согласии с принципами успеха
Горячая линияГорячая линия

+7(915)223-68-88
по рабочим дням с 10 до 17


Проблемы формирования привязанности у ребенка в замещающей семье


1. Формирование первичной и вторичной привязанности.
Невозможно переоценить вклад психоаналитической школы в развитие теории и эмпирических знаний о ребенке, воспитывающемся в условиях материнской и институциональной депривации, а также о механизмах компенсации нарушений привязанности и проблемах взаимоотношений с замещающими родителями ( Дж. Боулби, Р. Шпиц, В. Фальберг и др.).  В рамках школы были выделены два теоретических конструкта: «сепарация» и «привязанность», которые стали:
  • основной для интерпретации процессов развития ребенка и его взаимоотношений в ближайшем окружении.
  • основой для разработки методов психологической помощи приемным детям и их родителям.
Постулаты обосновывают необходимость стабильной родительской заботы пусть даже в условиях замещающей семьи. В центре теории привязанности находятся отношения между ребенком и взрослым. Дж. Боулби определил привязанность как устойчивую связь между ребенком и его главным опекуном (биологическим или замещающим родителем). Он выделил сопутствующие сепарации факторы, от которых зависит степень эмоциональной связи между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепенность, а так же длительность сепарации. Наличие или отсутствие  лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью. Благодаря теории привязанности (Bowlby,J., 1969) был сделан акцент на негативных последствиях институционального воспитания  по сравнению с семейным типом опеки и на важности присутствия для нормального развития ребенка постоянного значимого для него человека.

2. Влияние возраста ребенка на формирование привязанности.
Особое значение для осуществления сопровождения замещающей семьи имеют результаты эмпирических исследований влияния возраста ребенка на его сепарацию от кровной семьи и формирование привязанности к замещающей (Falberg V.А., 2005).
Эмоциональный стресс от разлуки с родителями наиболее выражен в возрасте от 6 мес. до 4  лет. Для старших детей защитным фактором является развитие мышления, позволяющим поддерживать отношения с объектом привязанности на расстоянии (при помощи игры или фантазии, либо реальных действий - переписки и др.), хотя бы приблизительно оценивать время разлуки. В самом раннем возрасте личность ребенка представляет собой «меж-личность», это понятие можно сопоставить с понятием «пра-Мы» Л.С. Выготского или «массой из двоих» З. Фрейда, поэтому, если связь родителями прерывается, сама структура личности ставится под угрозу.
Младенец (возраст от 0 до 1). До 6 месяцев помещение ребенка в замещающую семью может пройти достаточно безболезненно, если семья готова к принятию ребенка. С 6 месяцев, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с объектом привязанности, особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (примерно в 8 мес.). Страх является показателем, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к сепарации от объекта привязанности и временно снижаются возможности для формирования новой. Он негативно реагирует на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, его могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей. Проблемы могут возникать ив когнитивной сфере, т.к.  в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни.

Дети от 1 до 3 лет. У этих детей отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью, что может проявляться в либо «цеплянии»  за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в замещающую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. При перемещении в замещающую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Не редко он вызван разлукой с «переводчиком» - членом семьи, который лучше понимал упрощенные детские слова, жесты и соответственным образом реагировал на них, создавая тем самым «зону ближайшего развития».

Дошкольный возраст. В этом возрасте дети считают,  что смена семьи – результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Эгоцентризм и магическое мышление являются характерными особенностями их познавательной сферы и оказывают влияние на формирование подобной реакции. В этих случаях работа с ребенком должна быть направлена на прояснение «магических» представлений о причинах его отделения от бывшего объекта привязанности и помещения в замещающую семью. Особенно важна проработка его чувства «вины». Если переживания ребенка, основанные на магическом осмыслении причин сепарации и помещения его в замещающую семью, не находят выхода ни в беседе, ни в диагностической игре, ключом к их пониманию могут стать эпизоды странного (на первый взгляд бессмысленного поведения).

Младший школьный возраст. У детей этого возраста за сепарацией и помещением в замещающую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о «хорошем» и «плохом». С одной стороны, детям этого возраста легче переносить сепарацию, с другой стороны они способны на длительную привязанность, даже когда контакты с объектом привязанности прерваны. Поэтому и через несколько лет после помещения ребенка в замещающую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о них прежде.

Подростковый возраст. В этом возрасте потеря значимых лиц может спровоцировать депрессию, при том, что сам подросток может инициировать этот разрыв. В подростковом возрасте потребность в чувстве принадлежности определенной культуре, роду, семье обостряет конфликт лояльностей у молодых людей, переживших сепарацию от родной семьи достаточно давно. Такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «признаков крови», что может привести к глубоким конфликтам с приемными родителями и наложить отпечаток на их психологическую идентичность.

2.3 Проблемы формирования привязанности приемный ребенок – замещающий родитель.
Обзор прикладных исследований, показывает что многие авторы отмечают множество трудностей, с которыми сталкиваются усыновители и приемные родители даже в самых благоприятных условиях. Например, M. Schechter выделяет проблемы, связанные с усыновлением сразу после рождения. Эти трудности отчасти связаны  с тем, что на пре – и перенатальном этапах развития ребенка у него не было связи с приемными родителями. Замещающие родители в своем стремлении установить с такими детьми как можно более тесные взаимоотношения иногда сознательно или неосознанно для себя игнорируют наличие у приемного ребенка глубокой эмоциональной связи с его биологическими родителями, что может привести к нарушениям отношений. Г. Райн подчеркивает, что переживания, связанные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надолго сохраняются в психике ребенка и связаны с высоким риском развития у него состояния фрустрации и появления чувство страха, обиды, беспомощности.  У таких детей может развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), связанное с ранее пережитыми травмами.  А Гартман и Дж. Лэрд среди типичных проблем, характерных для приемных родителей, отмечают чувство бессилия, частое использование тезиса о «плохой наследственности», позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, нередко переживаемое чувство «вины» за искажение истории, состояние стресса, связанное с необходимостью их соответствия определенным ожиданиям. М. Шехтер указывает на переживаемое чувство горя и глубокого сожаления при уходе из семьи приемных детей. Это чувство усиливается осознанием того, что они были лишены возможности иметь своих детей.

Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы усыновляемого, что существенно затрудняет у него формирование вторичной привязанности. Для таких детей характерна тенденция к проявлению гиперконтролируемого, конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение ребенка может глубоко ранить родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как должен себя вести ребенок.