Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Выбирая положительные мысли, я программирую себя на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Родителям будущих первоклассников

Чтобы ребёнку не было трудно в школе

Мальцева Светлана
педагог-психолог Лицея №11
Как только ребёнку приходит время идти в школу, вся семья сталкивается с целым рядом проблем. Они связаны с психологическим состоянием малыша, который оказывается оторванным от привычного режима, а также с психологическим состоянием взрослых, вынужденных вместе со своим ребёнком адаптироваться к новым условиям. Чтобы школьная пора не воспринималась столь трагично, родителям следует вовремя подготовить ребёнка к изменениям в его жизни. Причём эта подготовка не должна ограничиваться обучением определённым умениям и навыкам, необходимым в школе. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к школе, включающая в себя
  • умение слушать взрослого,
  • подчинять своё поведение определённым правилам,
  • общаться со сверстниками и т.д.
В будущем именно это поможет избежать целого рада проблем.

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ
  • Ребёнок плохо подготовлен к школе. Досадная проблема: ребёнок учится с большим трудом, ему тяжело усвоить новый материал, в классе он считается одним из отстающих.
    Исправляем положение.  Здесь не малая вина родителей. Они не уделяют должного внимания подготовке ребёнка к школе, со спокойной совестью перекладывая всю ответственность на плечи учителя. У таких детей нет той начальной базы, на которую должны ложиться новые знания. Если такое происходит винить ребёнка по меньшей мере странно. В настоящее время, дети ещё до школы учатся читать, писать и выполнять несложные арифметические действия. И на этом фоне ребёнок, не владеющий подобными умениями, будет чувствовать себя не уютно. Да и педагогу придётся отвлекаться, чтобы объяснить отстающему то, что для других это пройденный этап. Поэтому у первоклассника формируется абсолютно негативное отношение как к школе, так и к самому процессу обучения.
    РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ЕЩЁ  ДО НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ ПРОКОКСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С УЧИТЕЛЯМИ, ЧТОБЫ УТОЧНИТЬ СТЕПЕНЬ НЕОБХОДИМОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА.
  • Готовность ребёнка к школе также предполагает умение действовать согласно определённым правилам, а также слушаться взрослых. Ребёнку придётся независимо от своего желания выполнять необходимые задания в строго установленное для этого время. Иногда именно этот фактор становится камнем преткновения для ребёнка, который привык распоряжаться своим временем по своему усмотрению. Особенно тяжело привыкать к этому строгому режиму  подвижным детям, а так же тем, для кого раньше никогда не существовало такого понятия, как «распорядок дня».  Поэтому родителям следует хотя бы за несколько месяцев до школы приблизить режим дня к такому варианту, с которым он столкнётся в школе.
    Исправляем положение. Нужно чётко установить временные границы, отводящиеся ребёнку на игры и на занятия, например чтение или рисование. Хочется отметить и подчеркнуть важность и целесообразность подготовительных занятий, которые проводятся с будущими первоклассниками в школах, лицеях, гимназиях. Занимаясь в коллективе, ребёнок вынужден, подчинятся определённым правилам и он должен слушаться старших.
    Иногда самостоятельно привить ребёнку дисциплинированность оказывается очень трудно, поэтому имеет смысл обратиться к детскому психологу, который подробно разберётся  в ситуации и поможет найти нужное решение.
  • При подготовке ребёнка к школе родители должны соблюдать осторожность и чувство меры! Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой и требованиями, которые там предъявляются. Только при спокойном отношении со стороны взрослых, при их поддержке и внимании ребёнок воспримет необходимость подготовки к школе с удовольствием. Большое значение здесь имеет умение родителей заинтересовать малыша получением знаний, потому что если ребёнок по собственной инициативе захочет научиться чему-то новому, то и заниматься он будет охотнее.
    Нередко родители, сами того не желая, являются виновниками того, что их дети не хотят ходить в школу. Дело в том, что часто они возлагают на ребёнка слишком большие надежды и хотят, чтобы он превосходил во всём других детей. Не нужно превращать ребёнка в «умника»  и отвлекать его от его естественных занятий, что бы ребёнок не чувствовал себя неуютно в компании сверстников. И хотя для родителей вполне естественно радоваться, видя успехи своего ребёнка, всё же необходимо различать, где кончаются интересы ребенка и начинаются родительские амбиции.
  • Нельзя допускать, чтобы честолюбивые планы взрослых разрушали жизнь ребёнка. Иногда родители пытаются столь тщательным образом подготовить малыша, что его жизнь превращается в сплошные занятия по самым разным предметам. Но подобный поход также нельзя назвать разумным, таким образом можно начисто отбить у него охоту учиться.
    Гораздо лучше развивать любопытство ребёнка, постепенно подавая ему новую информацию. Ведь дети с восторгом воспринимают всё новое, если оно кажется им увлекательным и интересным.
  • Отсутствие навыков общения в коллективе. Иногда ребёнок часто отказывается ходить в школу совсем не потому, что ему трудно учится в школе. На самом деле ему сложно адаптироваться в новом коллективе, трудно общаться со сверстниками. Подобная проблема часто встречается у детей не посещавших ДОУ и большую часть времени проводили дома. Естественно, что такие дети привыкли быть в центре внимания. А теперь он оказался в незнакомом коллективе, в котором к нему относятся на равных, как ко всем.
    Случается, что и детсадовские дети не обладают умением адаптироваться к новому коллективу, поэтому в школе у них также могут возникнуть проблемы с общением. Ситуация осложняется ещё и тем, что коммуникабельные дети буквально с первых дней в школе находят себе друзей. А несколько замкнутый ребёнок остаётся в одиночестве.
    Как правило, основная вина в такой ситуации лежит на родителях, не сумевших привить своему ребёнку навыки общения в коллективе. Непродолжительное общение с другими детьми на прогулке или в гостях мало что значило. И такие дети, не владеющими навыками общения в коллективе, не могут отстоять собственного мнения. И в дальнейшем проблемы с общением перерастают в серьёзные комплексы, справится с которыми без помощи специалиста практически невозможно.
    Исправляем положение. Решив понемногу приучать своего ребёнка к общению с другими детьми, присмотритесь внимательнее к его поведению. Если он замкнут, робок, стеснителен, ему в школе будет трудно. Значит, родителям, надо помочь ему обрести уверенность в себе и в своих силах. Не секрет, что чаще всего дети бывают робким и стеснительными в том случае, если в семье не самая благоприятная обстановка. Например, если родители чрезмерны заняты собой, а ребёнок не получает должного тепла и внимания.
Уважаемые родители, прислушайтесь к некоторым советам, пока ребёнок ещё не отправился в школу.
  • Обратите внимание на своё поведение. На прогулке, когда ваш ребёнок играя со сверстниками, вдруг заплачет, вы немедленно берёте его за руку и уводите от других детей… Иногда так поступают некоторые родители, не подозревая, что своим поведением подготавливают в будущем почву для возникновения многих проблем. В подсознании ребёнка закладывается, что дети, обижающие его намного хуже, чем он сам. Но мама рядом и решит все его проблемы. Таким образом, ребёнок бессознательно пытается оградить себя от обиды, нанесенной ему сверстниками. Ребёнка необходимо научить общаться со сверстниками уже в самом раннем возрасте. Родителям нужно как можно чаще создавать ему оптимальные условия для игр с другими детьми.
  • Не нужно постоянно вмешиваться в детские игры. Не внушайте мысль о беспомощности ребёнка.
  • Научите отстаивать собственное «Я». Задача родителей – привить этот навык ребёнку, чтобы при отказе он не чувствовал себя неуютно. Это поможет ему в будущем отстаивать свои позиции при общении со сверстниками.
  • Эгоистичное поведение и ощущение вседозволенности также могут быть следствием гиперопеки, когда ребёнок был окружен повышенным вниманием со стороны всех родственников. Стремление ребёнка всеми способами настоять на своем должно насторожить родителей задолго до того периода, когда ему придётся идти в школу. Потакание же капризам и прихотям ребёнка со стороны ближайших родственников как раз и приводит к таким нежелательным последствиям, которые были описаны выше.
  • Иногда эгоистичное поведение ребёнка является следствием подражания властным родителям, которые стремятся подчинить себе окружающих людей. Ребёнок поневоле начинает копировать поведение взрослых, особенно если в его характере для этого имеются все предпосылки.
    Задача родителей - вовремя обратить внимание на проблемы, описываемые выше и сделать всё возможное, чтобы исправить положение. Не игнорируйте трудности ребёнка, потому что сам он еще не в состоянии справиться с ситуацией.
ШКОЛЬНЫЕ СТРАХИ.
  • Родителям необходимо помнить, что большинство детей изначально не испытывают к школе каких – либо негативных эмоций. Но впоследствии это отношение зачастую меняется, что объясняется многими причинами, в частности, психической или физической неподготовленностью, строгой дисциплиной, неуспеваемостью, отсутствием контакта с одноклассниками или педагогами, личностной тревожностью или же влиянием взглядов близкого окружения ребёнка.
  • Любые наказания или порицания родителей воспринимаются ребёнком как свидетельство его собственного бессилия, формируют у него убеждение, что он не достаточно умён, талантлив, хорош. Рано или поздно он сам начинает верить в это. И наступает момент, когда у него исчезает всяческое желание убеждать взрослых в обратном.
  • Прежде всего, уважаемые родители, вам придётся побеседовать со своим ребёнком и выяснить, что именно доставляет ему столь сильный дискомфорт. Если он скажет, что учитель к нему плохо относится, не отмахивайтесь от его слов. Попытайтесь разобраться, ведь не исключено, что в некоторых случаях педагог может быть неоправданно строг к ребёнку.
  • Следует обязательно объяснить учителю особенности характера вашего ребёнка. Например, он не может быстро сориентироваться, если информация ему не знакома. Или ему бывает психологически нелегко отвечать на вопросы, когда его слушает много людей. Если учитель не желает менять своего поведения, переведите ребёнка в другой класс. Т.о. вы поможете ему избежать серьёзной психологической травмы, которая неизбежна при отсутствии взаимопонимания с педагогом.
  • Будьте объективнее к своему ребёнку, разобраться, в чём причина плохих оценок, чтобы ему больше их не получать.
КАК СОЗДАТЬ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ
Чтобы ребёнку было легко и приятно учиться, нужно постараться создать ему благоприятную психологическую атмосферу дома. Семейная ситуация не способствует формированию положительного настроя у первоклашки, особенно если дома постоянные скандалы, члены семьи часто выясняют отношения друг с другом в бурной форме. У ребёнка может развиться невроз. И для того, чтобы помочь ребёнку легко адаптироваться к школе, нужно, прежде всего
  • наладить взаимоотношения в семье,
  • желательно развивать у ребёнка чувство самостоятельности. Позволяйте ему выбирать для себя книги, маршруты прогулок, на которые отправляетесь вместе, фильмы, которые вы смотрите в свободное время. Приучая ребенка к самостоятельности, в мягкой форме требуйте, чтобы он без лишних напоминаний садился за уроки, собирал с вечера школьный рюкзак.
  • Следует помнить, что правильный психологический настрой не создаётся одними лишь пространными беседами. Важнее реальные поступки пап и мам, которые ясно показывают ребёнку, как следует вести себя в той или иной ситуации.
Итак, во многом зависит от родителей, как ребёнок будет воспринимать окружающую действительность и собственную жизнь Можно воспитать ребёнка сильным, не боящимся трудностей, если вовремя сформировать у него уверенность в себе и в своих силах. Но для этого нужно быть по-настоящему внимательным к собственным детям, относится к ним с уважением.