Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я радуюсь своим победам и успехам
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Рисуночные тесты готовности детей к овладению письмом


Калинская Э.В.
учитель-логопед

Рисуночные тесты готовности детей к овладению письмом
Специалистам нашего Центра хорошо известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Даже правильно подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Что же касается недостаточно подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы, порой на весь год. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Заблаговременное выявление особенностей подготовленности детей к школьному обучению позволяет дать родителям рекомендации, как лучше подготовить ребенка к поступлению в школу, определить особенности обучения, подход к ребенку.

Дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:
  • быстро устает рука,
  • теряется рабочая строка,
  • не получается правильное написание букв,
  • нередко встречается и «зеркальное» письмо,
  • ребенок не различает понятия «лево» и «право», «лист», «страница» и «строка»,
  • не укладывается в общий темп работы.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонкокоординированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Значительное число шести- и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки: карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным. Сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения (см. «О позе при письме, ручке и бумаге»). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.

В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов во мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С. Выготский даже назвал детское рисование графической речью.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.

В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Как подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма?
Познакомьте ребенка с тетрадью. У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотрите с ребёнком страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки. Развивайте его ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т.д.); пусть учится выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если взрослый обращает на него внимание и учит ребёнка правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С.Л. Рубинштейн, является:
  • скорость (быстрота прохождения траектории);
  • сила;
  • темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
  • ритм (временной, пространственный, силовой);
  • координированность;
  • точность и меткость;
  • размах;
  • пластичность и ловкость.
В отношении детей старших возрастов необходимо развивать смелость движений, быстрый темп и энергичный нажим, а также ритмичность движений, питательность штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.

Проведение работы в форме рисуночных тестов позволяют установить уровень готовности детей к усвоению письма.

Для готовности к процессу письма большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу.

Методика «Пиктограмма»
Цель выявить уровень развития ассоциативного зрительно-словесного запоминания.

Материал простой карандаш, бумага.

Инструкция «Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, который потом напомнит тебе это слово. Постарайся сделать рисунок побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напоминали тебе те слова, которые я буду говорить».
Примерный перечень слов: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
Если же первый рисунок ребенок делает очень подробным, то напомните ему: «Не надо делать настоящий рисунок, надо только чтобы он напомнил тебе слово».
После того как сделаны рисунки ко всем словам, бумага забирается. Вспомнить название слов по рисункам предлагают через несколько часов или на следующий день.

Оценка результатов
Высокий уровень - ребенок правильно вспоминает все слова, легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.
Средний уровень - затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам; вспоминает не все слова.
Низкий уровень - затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает не все слова (меньше 8-9 слов).

Методика «Учебная деятельность»
Цель выявление умений, служащих предпосылками учебной деятельности (подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого).

Материал тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких геометрических фигур размером 2x2 мм.
Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки нижнего ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего - в промежутках между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков - по 16.



В верхней части первой страницы расположена короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (А). Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать узоры под диктовку взрослого.

 А  - образец узора;

 Б  - материал для выполнения вводного и основных заданий (повторяется 4 раза).

Образцы правильного выполнения заданий:

 В  - вводная серия;

 Г  - первая серия;

 Д  - вторая серия;

 Е  - третья серия.

Инструкция «Сейчас ты будешь рисовать узор. У тебя на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Ты будешь соединять эти фигуры - и получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:
  • два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
  • линия узора должна идти только вперед;
  • каждое новое соединение нужно начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Посмотри, как можно соединить треугольники и квадраты». Внимание ребёнка обращают на образец. Затем говорят: «Теперь учись соединять сам. Посмотри на нижнюю полоску. Соедини два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

Проверяют выполнение задания и в случае необходимости исправляют ошибки и объясняют ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения ребёнок производит четыре соединения. После обучения ребёнку предлагают: «Теперь ты будешь рисовать на другом листочке. Ты должен внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывай о правилах. (Повторяют правила соединения фигур). Если ошибешься, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктуют последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды.

После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора.

Диктант для первой серии: «Соедини треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Диктант второй серии: «Соедини квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант третьей серии: «Соедини два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Помощи во время выполнения задания детям не оказывают. После окончания работы тетрадь забирают.

Оценка результатов
Каждое правильное соединение оценивают в 2 балла. (Правильным считается соединение, соответствующее диктанту.)
Штрафные баллы - по одному - начисляются:
  • за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
  • за разрывы (пропуски зон соединения) между правильными соединениями.
Все остальные виды ошибок не учитываются.

Высокий уровень – 71-72 балла;
Средний уровень – 43-70 баллов;
Низкий уровень – 42-0 баллов за всё задание.

Методика «Копирование письменных букв»
Цель выявление уровня зрительно-моторной координации.

Инструкция Ребенку предлагают скопировать простое предложение из трех слов, написанное письменными буквами русского языка (7-9 букв). Расстояние между словами образца примерно в полбуквы Ю (Он ел суп. Кот да мыши.)

Оценка результатов

Высокий уровень - четко скопирован образец. Размер букв не превышает эталон более чем в два раза. Предложение разделено на три слова. Отклонение записи от горизонтальной линии - не более 30 градусов.
Средний уровень - можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца, и хотя бы одно слово в записи явно выделено.
Низкий уровень - нет разбивки на слова; каракули.

По возможности развивать механизмы, необходимые для осуществления письма, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма, надо задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
  • развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
  • развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);
  • развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе.

По материалам сайта: http://coolreferat.com/17834