Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Все события моей жизни – ступени к большему успеху и счастью
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Личностная и эмоционально-волевая готовность.


Педагог-психолог Савченко К.И.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Личностная и эмоционально-волевая готовность.
Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)». Основным же отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. Учебная деятельность – это совместная деятельность, которая осуществляется в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Итак, психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и социально-психологическую (коммуникативную) ее формы.

Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, коммуникативную зрелость как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка.

Мотивационная готовность к школьному обучению обнаруживает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнавать то, чему учат в школе.

Личностная готовность ребенка выражается:
  • в формировании готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Данная позиция выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности. Возможность подняться на новую ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Как итог – появление внутренней позиции школьника (ВПШ). Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте.
    Таким образом, важнейшее условие успешного учения в школе - наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему как к существенному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Предпосылкой возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение ученика, с другой - развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему и стремлении узнать новое.
  • в определенном отношении ребенка к школе – начинающий школьник должен соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома;
  • в отношении к учителю и к самой учебной деятельности – ребенок обязан правильно воспринимать ситуации урока, верно истолковывать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. Так, например, если ребенок-первоклассник вступает в прения с учителем по поводу «неправильной» оценки его работы, то это может служить признаком недостаточного развития произвольности у ребенка, что не позволяет ему согласиться с условными правилами поведения, взаимодействия ученика и учителя.
  • начало формирования самосознания и самооценки. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может, или он считает себя неудачником?
  • в отношении к сверстникам, потребности ребенка в общении со сверстниками.
Очень часто дети, не имеющие опыта коллективного общения, растут в домашних условиях. Других детей они видят только на прогулке, со сверстниками общаются мало. При этом в большинстве случаев, живое общение им заменяют компьютерные игры и телевизор. Недостаточность коммуникативного опыта очень хорошо видна у так называемых «домашних детей», которые не ходили в детский сад и не знакомы с внутренними «законами» коллектива. Такой ребенок испытывает серьезные трудности в общении со сверстниками, он не умеет выстраивать отношения с одноклассниками. Адаптация к школе у такого ребенка может происходить гораздо тяжелее, чем у остальных. Вскоре это, в большинстве случаев, оборачивается изоляцией ребенка в детском коллективе, ребенок начинает испытывать негативное отношение к школе, к учебной деятельности, появляются «школьные трудности».

И здесь необходимо упомянуть об умении ребенка общаться с другими детьми, взрослыми людьми – о коммуникативном компоненте психологической готовности ребенка к школе.

Коммуникативная готовность очень важна, так как ребенок приходя в школу окунается в среду изобилующую постоянными контактами как со взрослыми – учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками – одноклассниками, другими детьми. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:
  • внеситуативно-личностного общения со взрослым – формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя, и занимать по отношению к нему позицию Ученика. Если Взрослый становится образцом, эталоном для подражания, то ребенок адекватно воспринимает позицию учителя, его профессиональную роль. Тогда дети понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
  • общение с детьми, специфические отношения с ними. Так как учебная деятельность – деятельность коллективная, то ребенок должен учиться деловому общению с другими детьми, уметь успешно взаимодействовать с ними выполняя учебные действия. Усвоенные же правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками т.д. – все это формируется в совместной деятельности дошкольников, в детском саду, в играх с друзьями.

Эмоционально-волевая готовность ребенка.

Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:
  • радостное ожидание начала обучения в школе;
  • достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  • сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и д.р.).
Так, обобщенное знание социальных норм, связанных с положительными и отрицательными переживаниями у ребенка формируется в условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, в практике ролевых игр. Неразвитость эмоциональной сферы, отсутствие детских интересов, опыта коллективных игр в жизни ребенка может проявиться в нарушении общения с другими детьми. Родителям важно понять, как ребенок понимает, что вкладывает в такие понятия как сочувствие, жалость, сопереживание, какие поступки называются хорошими, а какие плохими?

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка помогает ему на протяжении длительного времени выполнять задания на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, доводить дело до конца. Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия.

Также эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:
  • мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга). Существенный момент мотивационной готовности – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям;
  • произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности. Это проявляется в умении планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем. Эта способность проявляется в различных формах:
    • умение самостоятельно выполнять последовательность действий. Значение этой способности для эффективной работы в школе на уроке очевидно, так как практически любая работа на начальных этапах обучения и грамоте, и математике, и на любом другом уроке требует от ребенка умения самостоятельно, без посторонней помощи, подсказки и контроля взрослого, выполнять ту или иную последовательность действий и операций;
    • воспроизведение наглядных образцов - значительный объем материала предлагается первоклассникам именно в виде наглядных образцов, которые они должны воспроизводить как можно более точно и аккуратно (вспомним хотя бы прописи);
    • умение ребенка действовать по устной инструкции взрослого - большинство заданий, которые выполняют дети, дается в форме устной инструкции учителя. И даже если ребенок интеллектуально развит, но не умеет организовать свое поведение по устной инструкции взрослого, это может привести к низким результатам работы;
    • умение подчинить свои действия правилу. Как правило, все инструкции учителя в классе представляют собой некоторые правила, которым должны подчиняться учащиеся. Задания, предшествующие упражнениям в учебнике, это тоже правила, которые ученик должен соблюдать при выполнении домашней работы;
  • возникновение иерархии мотивов, их соподчинение;
Слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления непосредственно зависят от степени зрелости головного мозга ребенка, в первую очередь — от степени зрелости лобных долей. Известен так называемый лобный синдром, проявляющийся в неустойчивости произвольного внимания, двигательной и поведенческой расторможенности или сверхустойчивости и ригидности моторных реакций, что может рассматриваться как прогностически неблагоприятные особенности дошкольника для адаптации к школьным задачам. В связи с взаимной зависимостью психического развития и степени зрелости коры больших полушарий оценка готовности ребенка к обучению в школе должна быть комплексной с включением психологических, педагогических способов экспресс-оценки, а также психофизиологического обследования.

Итак. Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование, охватывающее все стороны психики ребенка вообще, и готовность к усвоению учебного материала в частности. В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе выделяются следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально – волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).


Использованная литература:
  • Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с. – (Высшее образование).
  • Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
  • Нарицын Н.Н. "Про детей и их родителей", www.naritsyn.ru .
  • Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).