Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я отождествляю себя со счастьем и успехом
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность.


Педагог-психолог Савченко К.И.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Интеллектуальная готовность.
Школьное обучение является одним из серьезнейших этапов в жизни ребенка. И поэтому можно понять волнение и озабоченность, которую проявляют как сами дети, так и их родители при приближении времени записи в школу. Можно сказать, что этот момент является экзаменом как для самих родителей, так и для самого ребенка за весь дошкольный период жизни, так как для обучения в школе ребенку понадобится весь тот багаж, который он приобрел за весь предшествующий период жизни.

Школьное обучение активизирует весь предшествующий опыт ребенка, все, что сформировалось у него к этому времени. У разных школ – разные требования к ребенку, к его развитию. А чтобы чувствовать себя в школе хорошо и уверенно, ребенок должен быть психологически готов к этим требованиям, должен хотеть и уметь исполнять свою новую социальную роль – роль ученика.

Если ребенок не готов играть роль школьника, ему просто невозможно объяснить, почему, когда учитель задает вопрос, нужно не отвечать на него, а поднять руку и ждать, когда спросят. Наконец, если ребенок не принимает условностей школьной жизни, он не будет выполнять тех заданий, которые предлагает учитель, слушать его объяснения, читать букварь, писать палочки и крючочки, учить стихотворение.

И здесь важно понять, насколько ребенок психологически готов, или не готов, к новой роли, к выполнению школьных требований, выдерживанию значительного напряжения, и является ли его уровень психического развития необходимым и достаточным для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Поэтому важно заранее, еще до начала школьного обучения, выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Определение уровня психологической готовность к школьному обучению необходимо, прежде всего, для выявления детей не готовых к школьному обучению, и проведению с ними развивающей работы в группах развития, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)». Основным же отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. Учебная деятельность – это совместная деятельность, которая осуществляется в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Итак, психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и социально-психологическую (коммуникативную) ее формы.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие необходимого для освоения учебной программы начальной школы уровня развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть сформирована определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школе, значит, обладать умением обобщать и дифференцировать (в соответствии с возрастом) предметы и явления окружающего мира.

Интеллектуальная готовность, зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

В интеллектуальную готовность включаются:
  • известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность). Может ли ребенок, например, объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? Помнит ли он свой адрес и номер телефона?;
  • представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности;
  • достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, любознательность, интерес к процессу познания. Родителям важно отмечать для себя: возникает ли у их ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда родитель читает ему вслух? Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.;
  • умение воспроизводить образец;
  • определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:
    • сформированность сенсорных эталонов, достаточная дифференцированность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация;
    • качество восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства;
    • достаточно развитая произвольная память с ослаблением ее механической формы;
    • качества мышления – умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что», «если, то», «поэтому»;
    • определенная степень децентрации мышления;
    • высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения научных знаний в школе;
    • развитие пространственных представлений. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе. Необходимо, чтобы ребенок правильно употреблял слова направо, налево, прямо, наверх, вниз, под, за, поровну, одинаково, пополам, больше, меньше, столько же и понимал стоящие за ними реальные пространственные отношения. Несформированность пространственных представлений также может приводить к сложностям в усвоении математических знаний и решения задач в начальной школе;
    • развитие знаково-символической функции. Она начинает формироваться в начальной школе. Развитие знаково-символической функции необходимо для усвоения понятий числа, звуко-буквенных связей, вообще любого абстрактного содержания;
    • достаточное развитие тонких движений руки – мелкой моторики руки. Низкий уровень развития графического навыка может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму, непосредственно в тетради: низкий темп письма, быстрая утомляемость при письме, «угловатое» письмо, трудности в воспроизведении формы графических элементов, большое количество помарок и исправлений («грязное» письмо), нежелание выполнять письменные упражнения, и т.д. Также необходимо сказать о том, что существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Таким образом, развитие мелкой моторики – это необходимое условие для развития речи и мышления ребенка.
  • начало формирования произвольности психических процессов. Несмотря на то, что она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает своего полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п.
  • развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно, последовательно, понятно для окружающих описать и объяснить что-то, передать ход своих мыслей.
Так, например, из того, что сами родители могут увидеть или не увидеть у своего ребенка можно выделить:
  • Владеет ли ребенок такими основными понятиями как «правый-левый», «большой-маленький», и т.п.?
  • Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: живое - неживое, транспорт, овощи-фрукты, вещи, которые могут катиться, и которые не могут, и т.д.?
  • Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, под столом, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
Также родители могли бы ответить сами себе на такие вопросы как:
  • Стараюсь ли я создать у своего ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Выделяю ли я каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Поощряю ли я интересы и увлечения ребенка?
  • Есть ли у ребенка собственная небольшая библиотечка?
  • Стараюсь ли я подавать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаю ли я с ребенком и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного мною? и т.д.


Продолжение темы о психологической готовности ребенка к обучению в школе смотрите в следующих выпусках статьи.


Использованная литература:
  • Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с. – (Высшее образование).
  • Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
  • Нарицын Н.Н. "Про детей и их родителей", www.naritsyn.ru .
  • Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).