Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я выбираю мысли, которые помогают мне двигаться к успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Чтение во главу угла

Калинская Э.В.
учитель-логопед
Все мы хорошо понимаем, что чтение - это базовое, ключевое умение всего образования. Это главный учебный навык, системообразующий. Он предопределяет успешность обучения на всех последующих ступенях и вообще интеллектуальные перспективы человека. Любящий книгу и хорошо читающий ребенок учится сам, он автономен, независим, требует меньшего управления со стороны учителя.

Чтение во главу угла
Всем нам хотелось бы, чтобы чтение, как любой феномен человеческой жизни, вошло в жизнь ребенка в полноценном виде: он полюбил книгу (на бумажном носителе или электронном) и стал Читателем на всю оставшуюся жизнь.

Извечная проблема чтения, конечно же, волнует родителей и дошкольников и школьников. К нам в Центр обращаются родители, отчаявшись сами научить ребёнка читать. Дело в том, что в иную школу, не умея читать, попасть трудно.Если не получается научить ребёнка читать, то обратиться нужно к специалистам.

А вот сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем – это по силам всем родителям. «Путь к этому один – рассказывает Алексей Михайлович Кушнир - кандидат психологических наук, автор "природосообразной педагогики" - читайте ребенку книги вслух. Вообще, читать надо до 16, до 17 лет. Он уже и не ребенок вроде, а читать все равно надо. Семейное чтение - ключ к нормальному взаимопониманию между родителями и детьми».

Алексей Михайлович делится своим простым, но научно-обоснованным алгоритмом обучения, годным для всех категорий обучаемых: «Не старайтесь научить рано, быстро, или научить быстрому чтению. Учите своевременно и качественно оптимальному, адекватному по скорости чтению».

У ребёнка есть артикуляционный автоматизм, сопровождающий слушание. Наш метод - соединить этот артикуляционный автоматизм (артикуляционное эхо) с графическим текстом.

Как это сделать?
  • Буквы осваиваются с помощью кубиков (не Зайцева, а обычных) легко и быстро.
  • Способность ребёнка собрать из кубиков слово "велосипед" по образцу, написанному авторучкой, означает готовность осваивать чтение.
  • Начинать надо не раньше 5,5 лет. До указанного возраста воспитываем "Читателя влюблённого в книгу", читая ему вслух.
    Все попытки пораньше сбагрить с рук "читателя", на которого уже не надо тратить время, это лень и эгоизм взрослых. Читать вслух детям надо до 16-ти лет.
  • Первый шаг обучения собственно чтению - взрослый читает и показывает ребёнку синхронно в тексте то, что читает (как караоки).
  • Второй шаг - взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.
  • Третий шаг - ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся лёгкости и адекватности показа.
  • Четвёртый шаг - убегаем голосом от пальчика ребёнка вперёд и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по строке вслед за голосом.
  • Пятый шаг - взрослый читает, а ребёнок следит по тексту. Темп чтения взрослого - до 50-60 слов в минуту.
  • Шестой шаг. Убедившись, что ребёнок следит за чтением взрослого непринуждённо и легко, делаем резкий скачок в темпе - читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 сл./мин. Добиваемся лёгкости и непринуждённости слежения ребёнком по тексту за чтением взрослого одними глазами. А где мы читаем? Вот!
  • Седьмой шаг - с удивлением обнаруживаем, что ребёнок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение.
Типичные ошибки при обучении:
  • многократное чтение одного и того же;
  • чтение ребёнком вслух (на всякий случай);
  • самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира;
  • обсуждение прочитанного при посторонних.

А вот как он описывает обучение чтению на уроках в школе : «К 6-7 годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы воссоздать события, узнать новости... От этой зрелой установки и надо отталкиваться.

Поэтому содержанием и предметом урока чтения у нас становится само чтение. Мы не имеем дела с тренировочными и адаптированными текстами, а читаем исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. В начале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом, начиная со II четверти первого класса, появляются предметные циклы на основе художественных текстов. Ориентировочно - это "Родное слово": сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения. На уроке не работаем с произведением, а живем вместе с героями рассказа, сопереживаем им или вникаем вместе с автором в суть проблемы. При этом главное - чтобы ребенок понимал и переживал прочитанное. Критерием понимания как раз и является п е р е ж и в а н и е. Мы исходим из того, что цель урока чтения - потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.

Не, вдаваясь в нюансы нашей методологии, она достаточно подробно описана в специальных изданиях, отмечу, что, разумеется, есть период знакомства с буквами, есть кубики, магнитная азбука и разного рода операции с ними... Но бессмысленной подготовительной работы, которая растягивается на годы, у нас нет, бездумного механического чтения тоже - мы просто не нуждаемся в таких методах. Работа над навыком чтения идет непрерывно, но это скрытая сторона нашей деятельности. Она происходит за кадром основных событий урока, а дети полностью погружены в процесс восприятия и переживания художественного или информационного материала. В перипетиях сюжета, сопереживания героям, причащения к Слову мастера, как бы, между прочим, отдельными фрагментами формируется навык чтения. Так мы и будем действовать дальше - приращивать навык маленькими кусочками, не обременяя ребенка действиями, которые отняли бы все его внимание от содержания... Постепенно, шаг за шагом, ребенок словно врастает в чтение.

И тут я должен сказать еще об одной важной особенности системы, которую мы предлагаем: у нас очень высокий уровень мотивации. Каждый наш урок, построен на внутренней заинтересованности ребенка. 80 % рабочего времени в моем случае базируется на непроизвольных психических процессах, то есть на тех, которые не требуют больших внутренних усилий от ребенка - он как бы непроизвольно вовлекается в учебный процесс. Возьмем любую другую систему и увидим: там, наоборот, 80-90% времени ребенок работает на произвольных процессах. А они очень энергоемки, быстро утомляют ребенка.

А теперь несколько слов о результатах обучения по нашей системе. В первом классе осваивается как минимум стандарт не только первого, но и 2-го. По темпу чтения про себя, хотя это для нас последний по значимости критерий, мы на выходе из начальной школы имеем не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах - в 2, в 3 раза ниже. Но самое главное - мы влюбляем детей в книгу, в чтение, и это - на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за три года осваивают три книжки на уроках и плюс дома немножко, то мы только на уроках прочитываем минимум 50-60 книг: 10 в первом классе, 15-20 - во втором и 20-30 - в третьем. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из Библиотеки мировой литературы для детей. То есть, закладываем огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального... Вот таков результат обучения, если оно находится в гармонии с внутренним устройством ребенка, если оно природосообразно».

Как у всякой методики есть свои почитатели и критики. Обратимся к комментариям Леры Кирилловой в главе 7 её книги «Энциклопедия методов обучения чтению (Буквы, слоги, кубики...), АСТ, 2008»

Плюсы методики
  • Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.
  • Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже.
  • Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.
  • Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.
  • Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно.

Минусы методики
  • Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.
  • Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.
  • Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.

Кому не стоит заниматься по Кушниру
Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.

Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.

Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.