Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Вселенная открывает передо мной двери успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Младшим школьникам о выборе профессии


Соколова Мария Викторовна
Педагог-психолог МОУ Гимназии №4




Родители часто задумываются о будущем своего ребенка. Каким он будет, когда вырастет, какую выберет профессию? Когда же необходимо начинать разговоры с ребенком о профессиональном самоопределении?

Младшим школьникам о выборе профессии
Конечно, основательно  вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка (приблизительно в возрасте 14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения в котором он будет её осваивать. А база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Почему же работу по самоопределению личности в профессии нужно начинать при обучении ребенка в начальной школе? Основной задачей в этом возрасте является расширение  кругозора и осведомленности ребенка о профессии в процессе общения со взрослым. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. В дошкольном возрасте он пытается проигрывать действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебная деятельность становится определяющей в развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений взрослого. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу в своей жизни более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

А помощь родителей очень важна в этот период. Ребенок хочет быть похож на своих родителей и самое время рассказывать ему о разных профессиях, особенно ему будет интересна Ваша профессия и профессии родственников, расскажите, как Вы выбирали профессию, ребенку интересно и побывать  на Вашей работе, или посмотреть, как работает кто-то из родственников (бабушка или дедушка, например). Ведь дети  младших классов с большим интересом посещают экскурсии на предприятия, иногда организуемые в школе. Им очень интересно посмотреть, как пекут хлеб на хлебокомбинате, или выращивают цветы на оранжерее, или собирают часы на заводе, или делают мультфильмы в студии. Даже если Вам кажется: «Что может быть интересного в офисе?», а ребенок знакомиться с интересными людьми  и современным оборудованием.  Также Вам на помощь в вопросе просвещения ребенка о мире профессий могут прийти и различные игры, такие например, как  лото «Угадай профессию», «В мире профессий», устная игра  «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с какой-либо профессией», а совместная ролевая игра во врача, менеджера, актера обязательно понравится Вашему чаду. Такие игры оказывают большое влияние, как на развитие ребенка, так и помогают общению с ребенком, повышая Ваш авторитет.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку, следовательно и выбирать свою профессию в будущем будет из чего. А значит не ошибиться  с выбором, добиться успеха, удовлетворения собственной профессией будет больше. Так что задача взрослых предоставить разнообразие выбора, расшить представления о мире профессий, чтобы ребенок знал, какие профессии есть в современном обществе и из каких профессий выбирать.