Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое жизненное предназначение – счастье и успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Совершенствование навыка чтения в домашних условиях

По материалам книги И.И. Мельниковой

Калинская Э.В.
учитель-логопед
Совершенствование навыка чтения в домашних условиях
Не жалейте времени на работу над правильностью чтения, поскольку она самым непосредственным образом связана с грамотностью письма. Установлено, что так называемой «врожденной грамотностью» обладают не те дети, которые много читают, а те, которые читают правильно. Поэтому не спешите радоваться высокой скорости чтения, если она сочетается с ошибками. Занимаясь дома, просите ребенка читать медленнее, но без ошибок.
Чтение даже одного слова должно быть осознанным.
Спрашивайте ребенка о том, что он прочитал и как это понимает. Часто детям бывают непонятны, казалось бы, самые простые слова из букварных текстов: маяк, плотина, экскаватор, плоды и т. п. Поэтому приготовьтесь к тому, чтобы просто и доступно объяснять значения тех или иных слов и выражений. Если при обучении ребенка слушанию вы приучили его спрашивать о тех словах, которые он не понимает, вам будет легче работать и над сознательностью чтения. Советуем приобрести хороший толковый словарь и словарь фразеологический. И не просто приобре­сти, а активно им пользоваться и приучать к этому ребенка. Тем самым вы окажете ему огромную услугу, потому что умение и привычка пользоваться словарями и другой справочной литературой пригодится не только во время обучения в школе, но и в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

На более поздних этапах обучения, когда ребенок будет читать уже художественные тексты, обязательно обсуждайте с ним прочитанное. Покажите, что вам интересно слушать то, что он читает: реаги­руйте, комментируйте. Если возникли какие-либо ассоциации или воспоминания, скажите о них. Спросите, понравился ли вашему ребенку прочитанный рассказ или стихотворение, поинтересуйтесь тем, что обсуждали на уроке в классе, к каким выводам пришли. При правильном проведении уроков классного чтения дети должны получать зна­ния о разных литературных жанрах (сказках, баснях, былинах, рассказах, стихотворениях, научно-популярных статьях и т. д.), о наиболее известных писателях и поэтах. Кроме того, вашего ребенка будут учить основам анализа художественного текста, то есть умению понимать то, что не сказано прямо, не лежит на поверхности, а требует размышлений над прочитанным. Приготовьтесь к тому, что некоторые вопросы и задания, содержащиеся в книгах для чтения, потребуют серьезных интеллектуальных усилий и от вас. Не бойтесь показать свою озадаченность, попробуйте порассуждать вслух, еще раз перечитайте текст, посмотрите справочную литературу. Пусть ребенок видит, что небольшой рассказ, который он читал в классе на уроке, заставил задуматься даже вас; пусть видит, как вы действуете и рассуждаете, не забывайте, что анализ художественного текста — не математическая задача, где нужно получить единственно правильный ответ. Здесь возможны варианты, и каждая точка зрения имеет право на существование, если она обоснована. Варианты основного, «итогового» вопроса, которым обычно заканчивается анализ художественного произведения, звучат примерно так: «Чему учит нас это произведение? О чем заставляет задуматься? Для чего, как вам кажется, автор написал это произведение? О чем он хотел с нами поговорить, какими своими мыслями и чувствами хотел поделиться?» Попробуйте сами ответить на такой вопрос применительно к любому, самому простому художествен­ному тексту, и вы поймете, что это совсем не просто. Не раздражайтесь («Чем только детям головы не забивают!»), а подумайте лучше о том, что вашего ребенка учат читать полноценно, вдумываясь в то, что он читает и извлекает из прочитанного. А литературоведческие знания и умения очень пригодятся ему при изучении литературы в среднем и старшем звене школы. Проявите заинтересованность и покажите свою «открытость» новым знаниям, скажите, что вас такому не учили, с оттенком уважения или «белой зависти», и учитесь вместе с ребенком!

Работа над скоростью чтения
не должна принимать уродливых форм и превращаться в тупое принудительное перечитывание одного и того же текста. Таким образом, можно сформировать только одно качество — стойкое отвращение к чтению и книгам, а заодно и к родителям вместе с учителем, который дает подобные задания.

В то же время беглость — важнейшая составляющая навыка чтения, от которой во многом зависят все другие его качества. В исследованиях, проведенных под руководством В. Н. Зайцева, было установлено, что скорость чтения самым непосредственным образом связана с успешностью обучения. Проанализировав школьную документацию, ученые установили, что дети, закончившие начальную школу со скоростью чтения ниже 120 слов в минуту, в дальнейшем становятся «троечниками», а на «4» и «5» успевают в среднем и старшем звене те, кто читал  120—150 слов. Примете эту информацию к сведению и сделайте соответствующие выводы!

Эта же лаборатория разработала систему рекомендаций по наращиванию скорости чтения. Суть их сводится к тому, что частые и короткие тренировки (по 5—15 минут несколько раз в течение дня) дают не худший результат, чем одна длительная (читай час!), и при этом не утомляют ребенка и не вызывают сильных отрицательных эмоций. То есть, как только вы замечаете, что ребенок устал, делайте перерыв, но через полчаса попросите его почитать еще минут 5—10. Чем ниже техника чтения, тем короче и чаще должны быть занятия.

В домашних условиях хорошо зарекомендовали себя диафильмы, которые показывают ребенку перед сном. Объем текста под каждым кадром невелик и вполне посилен даже для плохо читающего ребенка, а если вы договоритесь читать попеременно (один кадр — он, другой — вы), у него будет и возможность немного отдохнуть. Этот же приём можно применить и в использовании серии CD-программ «Учимся с Гарфилдом. Чтение» изд. «Руссобит-М».

Если ребенок читает уже довольно бегло, чтение может становиться более длительным и сопровождаться специальными упражнениями. Это, например, перечитывание одного и того же текста в течение минуты с последующим подсчетом прочитанных слов (каж­дый раз количество слов будет немного увеличиваться, а скорость чтения — возрастать, так как текст уже знаком). Результативно и многократное чтение какой-либо части текста (абзаца) с последую­щим переходом на незнакомую часть. В этом случае взрослый просит прочитать заранее намеченную часть текста дважды или трижды, каждый раз давая сигнал «Стоп!», пока ребенок не нач­нет читать плавно по слогам или целыми словами. После этого ребенок перечитывает еще раз, но сигнала уже не слышит и продолжает читать, переходя на незнакомую часть текста. В этот момент своеобразная инерция «наработанной» скорости позволяет ему прочитать в том же темпе новые слова, которые он читает впервые. И хотя после нескольких слов он вернется к своей обычной скорости, упражнение уже сделало свое дело: ребенок прочел несколько незнакомых слов много быстрее, чем мог до этого.

Можно практиковать дома и самозамеры техники чтения. Ребенку предлагается незнакомый текст, доступный по содержанию, и дается задание читать быстро и правильно в течение минуты. Затем подсчитываются прочитанные слова и задаются вопросы по содер­жанию. При условии регулярных занятий скорость чтения будет нарастать довольно быстро, и, проводя такие замеры в конце недели, вы сможете показать ребенку явные и очевидные результаты. Обычно это свидетельство успеха радует и окрыляет его, побуждая к дальнейшему совершенствованию навыка. Однако не стоит увлекаться «спортивной» стороной дела. Мы уже говорили, что занятия по наращиванию скорости должны сочетаться с работой над правильностью, сознательностью и выразительностью. Кроме того, многие дети болезненно реагируют на проверки беглости чтения: нервничают, волнуются и в результате читают хуже, чем обычно. В некоторых случаях ребенок вообще отказывается читать. Если в домашних условиях такая реакция сохраняется, лучше отказаться от подобных упражнений.