Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Новый день приносит успех всем моим делам
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Готов ли Ваш ребенок идти в школу?



Педагог-психолог Богачкова Н.Л.






Поступление в школу – важнейшее событие в жизни дошкольника. С ним связаны надежды и опасения, радость и тревога родителей. Сам же ребенок осознает это как желание или нежелание ходить в школу.
Одних детей привлекают адекватные учебной деятельности ценности: им хочется научиться читать, писать, общаться с одноклассниками и учителями. Для других детей положительные ожидания связаны с внешними атрибутами, не имеющими отношения к учебе: красивым портфелем, школьной формой и т.д.

Интеллектуальная готовность к школе является необходимым, но не достаточным условием успешного обучения. Помимо интеллектуальной готовности современная школа требует от ребенка определенных личностных качеств, таких, как желание учиться в школе, умение строить отношения учебного сотрудничества, способность контролировать свое поведение и др. Рассмотрим эти качества подробнее.

Желание учиться в школе – это стремление овладевать знаниями, умениями и навыками в условиях школьного обучения. То есть ученик хочет ходить в школу не только для того, чтобы иметь статус и внешние атрибуты ученика, но и для того, чтобы учиться.

Навыки сотрудничества – готовность идти на контакт с учителем, а также умение строить такие деловые и личностные отношения с окружающими, которые позволяют ребенку реализовывать его  потребности, не ущемляя интересы других людей.

Связность и понятность речи –  умение ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы быть правильно понятым окружающими и верно понимать их самому. Зрелый ученик свободно изъясняется развернутыми предложениями, может точно сформулировать вопрос и дать подробный ответ.

Произвольность поведения – это способность самостоятельно двигаться к намеченной цели, контролировать свое поведение, умение подчиняться общепринятым правилам.

Рефлексивность – способность к осознанию собственных действий и  предвосхищению их результата. Рефлексивность включает в себя также умение самостоятельно обнаруживать собственные ошибки.

Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств и их выполнение.

Самостоятельность – умение обходиться без постоянного внимания и поддержки со стороны взрослых  и сверстников. Самостоятельный ученик сам находит себе занятие, без стороннего контроля выполняет свои обязанности и стремится справляться с возникшими трудностями без помощи других людей.

Психофизиологическое развитие включает в себя мелкую моторику и темп деятельности.
  • Мелкая моторика – это способность точно выполнять мелкие двигательные операции (лепить, вырезать, чертить тонкие и «недрожащие» линии, застегивать пуговицы и т.п.).
  • Темп деятельности – способность выполнять различные действия с хорошей скоростью. Ребенок должен понимать смысл задания и выполнять его примерно за то же время, что и большинство сверстников (или быстрее).
Внимательность оценивается по следующим параметрам: устойчивость внимания, распределение внимания, наблюдательность.
  • Устойчивость внимания – это способность сосредоточенно заниматься каким-либо делом (даже не испытывая сильного интереса к выполняемой деятельности) в течение некоторого времени, не отвлекаясь от него под воздействием внешних раздражителей.
  • Распределение внимания позволяет ученику успешно осуществлять одновременно весьма отличные друг от друга виды деятельности (например, рисовать и внимательно слушать рассказ учителя, не связанный с рассказом).
  • Наблюдательность – это возможность выделять в целом мелкие элементы, которые его образуют, замечать новое. Зрелый ученик, рассматривая незнакомый предмет или явление, легко замечает мелкие детали и способен отслеживать незначительные изменения. Копируя образец, пересказывая историю, повторяя определенное движение, он правильно и подробно их воспроизводит.
Память – это способность целенаправленно запоминать разнообразную информацию (содержание прочитанной книги, рассказа учителя, стихи и поговорки, сюжет рисунка и т.д.) и точно воспроизводить ее при необходимости.

Познавательная активность – это стремление ребенка ставить перед собой такие задачи, которые требуют умственного напряжения, потребность приобретать новые знания. Зрелый ученик даже в хорошо знакомых видах деятельности стремится открыть новые стороны (придумать новый сюжет, поэкспериментировать с предметами) и получает удовольствие от своих «открытий».

Дети, обладающие к концу обучения  в подготовительном классе большинством из перечисленных качеств, считаются готовыми к обучению в школе.

При выборе школы важно учитывать, насколько требования и профиль учебного заведения совпадает со способностями ребенка. Например, если у дошкольника нет задатков для освоения нескольких языков, даже самая хорошая языковая школа будет ему не в радость.

При подготовке дошкольника в школу можно выделить два важнейших момента. Первый – это соответствие возрастным нормам базисных психофизиологических функций ребенка, таких, как память, внимание, мышление. Второй связан со способностями ребенка и желанием его учиться. Решение этих вопросов поможет выбрать профиль учебного заведения, в котором ребенок будет учиться без больших затрат энергии на усвоение школьной программы и испытывать при этом удовлетворение и даже удовольствие.