Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я отождествляю себя с успехом и изобилием
Горячая линияГорячая линия

+7(915)223-68-88
по рабочим дням с 10 до 17

Школьная зрелость глазами нейропсихолога. Часть I.

Ивашкина Т. Е.
педагог-психолог

Уважаемые родители! Ваш ребенок в ближайшее время покинет привычные и за многие годы, ставшие уже родными стены детского сада и станет школьником. С удовольствием ли ребенок будет ходить в школу или скажет: «Не хочу!»

Далеко не все дети могут  спокойно перейти из одной обстановки в другую. Изменяется все: люди вокруг, их отношение к ребенку, его отношение к окружающим. Маленькому ученику очень непросто приспособиться  к новой среде. Часто дети идут в школу с удовольствием, но мотивация у них чисто внешняя: «Мне купят новый портфель», «Я буду взрослым», «У меня будет ручка, как у брата…». Для того, чтобы школьный мир с его ежедневными планами и обязанностями не вызвал у ребенка отторжения, малыш должен очень хотеть учиться и, кроме того, хорошо себе представлять, для чего же все-таки существует школа и нужны знания, другими словами, к моменту поступления в первый класс у него должна быть создана положительная внутренняя мотивация. Дошкольники могут быть по-разному подготовлены к школе. Чтобы стать первоклассником, нужно «созреть» физически, интеллектуально и психологически.

По статистике здравоохранения около 60% детей по физиологическим и психологическим параметрам на сегодняшний день не могут обучаться  по стандартной школьной программе. Таким образом, практически у половины будущих первоклассников в период адаптации к школе могут возникнуть проблемы с успеваемостью или поведением.

Родителям стоит насторожиться, если:

  • У ребенка появилась необоснованная агрессивность или, наоборот, пассивность;
  • Он начал часто болеть;
  • У него появилась патологическая неуверенность в себе;
  • Он выражает нежелание идти в школу;
  • Он избегает общения со сверстниками;

Все эти признаки свидетельствуют о плохой адаптированности ребенка к школе.

Существует грустная статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу постоянно растет. Давайте рассмотрим причины. Одни дети видят отрицательный опыт своих старших  своих старших сестер и братьев – школьников. Другим так надоело ежедневно рано вставать в детский сад, что это чувство они автоматически переносят на школу. А есть малыши, которые просто не готовы к восприятию учебной информации, потому что еще «не наигрались». У них не было возможности общаться со сверстниками, играть в ролевые игры, чаще они смотрели телепередачи, увлеченно играли в электронные гаджеты. У таких детей не сформировалась произвольность – то есть действовать по образцу в соответствии с принятыми правилами. Они психологически  не готовы к школе, им не хватает навыков, необходимых для адаптации к новым условиям. Самостоятельно родителям в этой ситуации помочь  свои детям будет затруднительно, поэтому консультация со специалистом может направить коррекционный и воспитательный процесс в правильном направлении.

Диагностика таких детей позволяет сделать выводы о том, как за последние годы возросло число детей с задержкой речевого развития, задержкой психического развития, минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подойти к его решению с разных сторон анализа ребенка. В этом может помочь диагностика у нейропсихолога.  Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы высших психических функций (память, мышление, внимание, воображение, восприятие) и их зрелость.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим основные аспекты несформированностей отдельных структур мозга с оказанием влияния на формирование учебных навыков.