Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое жизненное предназначение – счастье и успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)


Кривуля А.П.
Педагог-психолог

В начале весны традиционно начинает свою работу ПМПК. В связи с этим, родители часто обращаются к нам с вопросами: «Стоит ли их ребенку проходить комиссию?», «Что делать, если комиссия рекомендует ребенку обучение в коррекционной школе?», «Чем руководствуются специалисты ПМПК при диагностическом обследовании?» и др. Идти или не идти на комиссию это право и ответственность самих родителей, но прежде чем принять решение, давайте попробуем разобраться, что же такое ПМПК и для чего она собирается?

Основным содержанием деятельности ПМПК является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет.

Цель ПМПК - на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Задачи ПМПК:
  • Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.
  • Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.
  • Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.
  • Контроль эффективности разработанных рекомендаций на основании следующих критериев:

      А. Динамические критерии:
    • обеспечение развития по законам нормального онтогенеза путем устранения отклонений в развитии;
    • адаптированность к рекомендованным ПМПК образовательным условиям;
    • интеграция в рекомендованные ПМПК образовательные условия.

    • Б. Прогностические критерии:
    • прогноз развития в соответствии со структурой психического дизонтогенеза;
    • адаптивность (способность к адаптации) в меняющихся социальных условиях;
    • способность к интеграции в социум на разных возрастных этапах.

Таким образом, целью ПМПК является определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений. Следует указать, что всеми вопросами, связанными с комплектованием, занимаются психолого-медико-педагогические комиссии.
В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.
С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.

В своей деятельности ПМПК руководствуется:
  • Международными актами, актами РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка;
  • Федеральным Законом «Об образовании»;Указами президента РФ;
  • Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Локальными актами Министерства образования Московской области;
  • Нормативными актами органов муниципального уровня.

Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.
В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией. Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности.
Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место.
Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может
существенно влиять на формирование их умственных способностей.
Самым специфическим является принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении.
При оценке выполненного ребенком задания учитывается принцип качественно-количественного подхода, т.е. оценивается не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическая последовательность операции,
настойчивость в достижении цели и т.п.

Советы родителям:
Дорогие родители!
  • Совершенно не нужно бояться идти на ПМПК, т.к. эта комиссия создана в помощь, а не во вред и у неё нет цели завалить вашего ребёнка, её цель- выбрать наиболее приемлемые условия обучения, подходящие именно вашему ребенку.
  • Часто амбиции родителей стоят выше интересов ребёнка "Мой ребёнок будет учиться как все…" вот что говорят родители, иногда совершенно не прислушиваясь к зову их чада, который погряз в ситуации неуспеха и вот-вот совершенно бросит учиться. В таких случаях специалисты ПМПК стараются разъяснить родителям, что будет лучшим в их случае. Прислушайтесь к их советам!
  • Если родители не согласны с решением городской ПМПК, то они вправе обратиться в областную ПМПК.
  • Решение комиссии носит рекомендательный характер. Это значит, что любое заключение комиссии не обязывает вас следовать рекомендациям. Однако следует помнить, что каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может избежать многих проблем в жизни и оказаться более успешным, если ему своевременно будут обеспечены адекватные условия обучения, комплексная диагностика, медикаментозное лечение, социальная поддержка и коррекционная помощь. Для организации специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями и существует ПМПК.

Телефон председателя ПМПК городского округа Химки: 572-20-81
Держинская Анна Юрьевна


Список используемой литературы:
  • Т.Б. Епифанцева [и др.] «Настольная книга педагога-дефектолога».- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  • И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья».- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  • Г.В. Грибанова к.псих.н. «Психолого-медико-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности» (статья).
  • Е.А. Иванова «Психолого-медико-педагогическая комиссия, что это?» (статья)