Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое сознание наполнено образами счастливой и успешной жизни
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Программа по развитию устной связной речи младших школьников «Учимся вместе»

в системе сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи


Э.В. Калинская
учитель-логопед высшей категории
аспирант кафедры педагогики и психологии МГУКИ
Современное образование выделяет в числе значимых и ответственных задач обучения русскому языку в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Этой задаче уделяется особое внимание, так как развитая связная речь школьника является основой успешного обучения и свободной коммуникации.

По данным Института возрастной физиологии РАО за последнее десятилетие увеличилось количество школьников с трудностями в обучении с 15 до 40%. Безруких М.М. указывает, что трудности речевого развития могут быть связаны с выраженной неравномерностью психического развития, недостаточной сформированностью других высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармонией в развитии отдельных интеллектуальных функций.

В связи с этим такие учащиеся нуждаются в специальных занятиях, а учителя начальной школы - в современном учебно-методическом комплексе, осуществляющем
  • помощь в речевом развитии,
  • личностно-ориентированное обучение младших школьников,
  • обеспечение метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной программы начального общего образования по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения.
Программа «Учимся вместе» разработана для логопедического сопровождения младших школьников, испытывающих трудности репродуктивной речевой деятельности.

Занятия со школьниками распределены по трём разделам, структурированным таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между содержанием программного материала и воспитательными задачами прослеживаются логические связи. Подбор практических упражнений, игр, элементов репродуктивной, продуктивной речевой деятельности в итоге способствует усвоению учащимися школьных базисных знаний и умений, определяемых ФГОС.

Новизна программы сопровождения «Учимся вместе» состоит в том, что в основу её разработки легла концепция специального дифференцированного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья - введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. В связи с этим содержательная область программы «Учимся вместе» выстроена в новой логике: включает два компонента «академический» и «формирование жизненной компетенции». То есть в ней отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны процесса сопровождения младшего школьника с трудностями развития устной связной речи: знания, умения и навыки в области речевых умений и области коммуникативных компетенций.

Кроме того, инновационность программы «Учимся вместе» заключается в применении такого метода обучения как мультимедиа. Он позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, обеспечивающий благоприятные условия для предотвращения педагогического отчуждения ребенка и выправляющий индивидуальное развитие каждого нуждающегося ученика, а так же решить задачи развития речи, не решаемые в рамках других педагогических подходов.

Содержание работы по развитию устной связной речи основывается на применении системы мультимедийных средств обучения: авторские интерактивные презентации, мультимедийные обучающие программы, аудио- и видеоматериалы детских образовательных сайтов Интернета.

Название программы «Учимся вместе» указывает на то, что дети учатся вместе с героями мультимедийных обучающих программ. Это вызывает у них большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Программа «Учимся вместе» способствует актуализации скрытых резервных возможностей у учащихся в процессе целенаправленного формирования и развития репродуктивных и продуктивных форм устной речи, а также их готовности в дальнейшем к овладению навыками самостоятельной письменной речи. Направленность занятий проявляется не только в преодолении недостатков формирования устной связной речи, но и в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов, а так же формировании коммуникативных жизненных компетенций.

Следует отметить, что ни у одного учащегося, занимающегося по программе «Учимся вместе» с применением МОП, ухудшений речевой деятельности не наблюдалось. Не констатировано ни одного факта сопровождения ребенка без положительной динамики.

Четырёхлетняя реализация программы «Учимся вместе» позволила сделать следующие выводы о её практической значимости:
  • выявляет у школьников пробелы в тех или иных видах деятельности;
  • позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, пространственных представлений, необходимых для дальнейшей учебной деятельности;
  • помогает учащимся лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности (пересказ, рассказ, чтение и др.) и новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации;
  • меняет отношение ребёнка к компьютеру: не только играть, но и получать знания, выполнять упражнения;
  • позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в речевом развитии;
  • способствует возникновению у детей положительных эмоциональных реакций;
  • вызывает у школьников интерес к логопедическим занятиям и стремление достичь поставленной цели;
  • усовершенствует мелкую и крупную моторику;
  • снижает утомляемость, повышает работоспособность.
Разработанная программа сопровождения «Учимся вместе» может использоваться в качестве реальной основы педагогического обеспечения эффективности речевого, познавательного и культурного развития младших школьников не только специалистами Центров ПМСС, коррекционных школ и школьных логопунктов, но и учителями начальных классов на уроках гуманитарного цикла, дополнительных индивидуально-групповых занятиях для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.