Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Успех любит меня
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Организация психолого-педагогического сопровождения школьников

Концепция сопровождения, как направления в оказании помощи детям, начала разрабатываться в нашей стране с середины 90-х годов прошлого века. В ее основе лежит опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий и специализированных учреждений в системе образования. В ряде европейских стран, в частности, в Бельгии, под сопровождением понимается «школьная психология», которая и в науке и на практике занимается проблемами развития  детей и молодежи в контексте процессов образования и семейного воспитания.

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-медико-социального сопровождения детей, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов. В дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включающих коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда. По некоторым данным 27% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 40 до 60% первоклассников испытывают трудности адаптации  на фоне выраженных школьных трудностей. По данным аттестации московских школьников 8% не усваивают материал начальной школы, а 30% переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Ежегодно на 2-10% увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами.

Увеличение числа детей с отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников, как средства гуманизации образовательного процесса.

Педагогическим коллективом не всегда осознается потребность в работе по сопровождению детей с проблемами в развитии, школьными трудностями, проявлениями социальной дезадаптации. Как правило, меры начинают принимать в ситуациях, когда признаки неблагополучия проявляются устойчиво. В таких случаях администрация школы направляет учащегося в Центр «Успех» на обследование.

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
  • актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;
  • перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В  деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
  • диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):
  • реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:
  • анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.
Центр ПМСС «Успех» разработал комплекс программ по сопровождению детей дошкольного и школьного возраста, в том числе и для детей с отклонениями в развитии.

Нормативно-правовая база психолого-педагогического сопровождения
  • «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867
  • Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Постановление Правительства РФ от 22.09.99 № 1067
  • «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. № 636
  • «О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования России». Приказ МО РФ от 10.12.2002 № 4328
  • «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.01.1999
  • «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Письмо МО РФ № 27/901-6  от 27.03.2000
  • «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо МО РФ № 22-06-86 от 26.01.2000.
  • «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо МО РФ № 2 от 14.12.2000
  • «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)» Письмо МО РФ от 30.03.2001 г. № 29/1470-6
  • «Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС-центров». Письмо МО РФ от 06.04.2001  № 29/1495-6
  • «Организация службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении». Письмо МО РФ № 28-51-513/16 от 27.06.2003
  • «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную». Письмо МО РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004
  • «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-97 от 07.06.2006

Критерии эффективности службы сопровождения (уровень образовательного учреждения, ППМС Центра)
  • Востребованность услуг по сопровождению детей со стороны родителей, педагогов, учащихся, социальных партнеров. Определяется по количеству оказанных услуг (консультации, приемы, занятия, тренинги, семинары и пр.).
  • Разработка и апробация программ сопровождения: системно-ориентированных,  индивидуально-ориентированных, профилактических, коррекционных, развивающих, комплексных и пр.
  • Наличие технологий работы, разнообразных форм сопровождения детей: индивидуальных, групповых.
  • Определение ответственности и полномочий специалистов по сопровождению, а также критериев эффективности работы по каждому направлению: психологическому, логопедическому, дефектологическому.
  • Наличие необходимых для работы специалистов средств, материально-техническое оснащение реализуемых программ.
  • Отчетность (разработанная процедура учета детей, нуждающихся в сопровождении и результатов сопровождения). Документация, отражающая работу специалистов, в том числе документация ПМПк образовательного учреждения.
  • Информация о предоставляемых услугах по сопровождению.
  • Управляемость процессов сопровождения, наблюдение за реализацией программ. Внутренний аудит, позволяющий оценить качество работы специалистов.
  • Качественное управление на основе разработанной концепции сопровождения.
  • Социальные связи и взаимодействие с другими службами (уровнями) сопровождения детей и подростков.

Организационно-правовые основы осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка
В качестве организационной основы выступает запрос (социальный заказ) на услуги по сопровождению от родителей, педагогов, самих учащихся, либо иных заинтересованных лиц. Запрос может касаться диагностики  развития ребенка, оказания детям психологической помощи в трудной жизненной ситуации, обучения социальным умениям, коррекции школьных навыков и др.

Юридической основой осуществления сопровождения ребенка является договор с родителями или лицами, их заменяющими. Предметом договора может быть: диагностическое сопровождение, психотерапевтическая помощь, коррекционно-развивающие занятия. Если запрос касается  группы детей, например, школьный класс, то юридической основой для сопровождения может быть договор с родительским комитетом класса. Устав образовательного учреждения должен содержать информацию о службе психолого-педагогического сопровождения детей и направлениях ее деятельности.

Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ
  • Дети с задержкой психоречевого развития.
  • Дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии.
  • Дети с билингвизмом (двуязычием).
  • Дети из семей «группы риска».
  • Дети с СДВГ и с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
  • Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
  • Дети с трудностями адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  • Дети в период подготовки к поступлению в школу.

Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в общеобразовательном учреждении
  • Школьники  в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы).
  • Дети, имеющие школьные трудности.
  • Дети с социально-педагогической запущенностью.
  • Дети и подростки с отклоняющимся поведением.
  • Школьники в период перехода к профильному обучению.
  • Дети из неблагополучных семей.
  • Дети с особыми образовательными потребностями.
  • Отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта.
  • Дети из семей беженцев и переселенцев.

Категории детей, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении на базе Центра «Успех»
  • Дети, имеющие заключение городской ПМПК:  отклонения в развитии,  замедленный темп психосоциального развития,  нарушения формирования школьных навыков,  др.
  • Дети с нарушениями интеллекта, с церебрастеническими явлениями.
  • Дети, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия.
  • Дети с проблемами общения.
  • Дети с пограничными психическими расстройствами.
  • Дети с психосоматическими заболеваниями.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность.
  • Дети с проблемами личностного развития.
  • Дети с проблемами готовности к школе.
  • Дети и подростки со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации.
За период 2004-2006 год через комплексное диагностическое обследование прошло более 600 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет. По данным обследования выявлено, что только 7% детей имеют условно-нормативное развитие. 74% составляют дети с типологией отклоняющегося развития.

Проблемы организации психолого-педагогического сопровождения на муниципальном уровне
  • Фрагментарность  базы данных о детях, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и отсутствие опыта работы  с этой базой. Следствие этого – несвоевременное поступление информации о ребенке к специалистам службы сопровождения, поздняя обращаемость за помощью.
  • Отсутствие в образовательных учреждениях такой формы сопровождения ребенка с проблемами в обучении и развитии, как психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
  • Недостаток информации об услугах по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков (в СМИ, в образовательных учреждениях, Интернете).
  • Отсутствие методического банка эффективных программ психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста.
  • Отсутствие единых требований к развитию диагностической базы системы сопровождения, в том числе психологическому инструментарию, оформлению психолого-педагогических заключений.
  • Неразработанность механизма взаимодействия специалистов различных уровней сопровождения детей, отсутствие преемственности в работе с детьми, поступающими из детского сада в школу.
  • Недостаточно организованное информационное пространство по обмену опытом психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с проблемами обучения и поведения в образовательном учреждении.

ВЫВОДЫ:
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития территориальной системы образования. Это положение получило свое подтверждение в опыте успешного построения служб сопровождения в ряде территорий России.
  • Вопрос об оптимизации сети образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии и обучении должен стать первоочередным при проектировании образовательного пространства городского округа Химки. Назрела острая необходимость открытия специальной (коррекционной) школы 7-8 вида.
  • Процесс развития системы психолого-педагогического сопровождения из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей образовательных учреждений, должен стать организованным, планомерным и управляемым.
  • Статус специалистов системы сопровождения  и отдельных ее уровней требует более четкого юридического определения, кадрового и материально-технического обеспечения.
  • Многие проблемы в деятельности служб сопровождения обусловлены разобщенностью усилий различных групп специалистов, работающих с детьми и отсутствием информационного обеспечения деятельности специалистов: психологов, логопедов, дефектологов.
  • Считаем необходимым  обобщение опыта служб сопровождения детей в образовательных учреждениях и Центре «Успех» в форме презентаций, «круглых столов», семинаров для администрации образовательных учреждений в 2007-08 учебном году.
  • Поручить Управлению по образованию городского округа Химки разработать программу развития муниципальной системы комплексного сопровождения ребенка с трудностями в обучении и развитии в образовательном пространстве.
  • Активизировать работу городской ПМПК в аспекте диагностического обследования детей, поступающих в ДОУ (с 3-х лет).
  • Провести смотр-конкурс кабинетов специалистов службы сопровождения.
  • Разработать Положение о службе психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения и примерный пакет документов для всех специалистов службы.
  • Активизировать процесс сотрудничества с учреждениями здравоохранения, соц. защиты и др. ведомств по вопросам сопровождения детей.