Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я избираю путь любви, радости, мира и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

К вопросу о сопровождении школьников

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-медико-социального сопровождения детей, чье развитие осложнено действием множественных факторов риска. Под сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности педагогов и специалистов образовательных учреждений с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения школьника,  социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка.

Комплексное  сопровождение необходимо учащимся с нарушениями здоровья, педагогически запущенным, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также тем, чье развитие и взросление проходит в условиях неблагоприятного социального окружения. По данным Министерства образования РФ 47% российских школьников составляют дети «группы риска» по факторам здоровья и социальной дезадаптации. По некоторым данным 27% детей имеют задержки психического развития, 45% страдают неврозами. У каждого третьего ребенка выявлены отклонения в нервно-психической сфере.

Педагогическим коллективом не всегда осознается потребность в сопровождении детей, как постоянной работе, направленной на помощь им в социальной, в том числе школьной, адаптации. Как правило, меры начинают принимать в ситуациях, когда признаки неблагополучия проявляются устойчиво. В таких случаях часто обращаются к школьному психологу с запросом «поработать» со школьником и скорректировать его поведение. Между тем, педагогический коллектив обладает огромным потенциалом организации работы по профилактике дезадаптации детей в образовательном пространстве школы. Любая проблемная ситуация в социальной адаптации ребенка создается несколькими участниками – им самим, его семьей и ближайшим окружением: педагогами, одноклассниками. Поэтому задача специалистов системы сопровождения состоит в поиске и реализации различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения, нейтрализации  факторов риска социальной дезадаптации, актуализации собственного потенциала развития ребенка.

Наиболее остро встает вопрос сопровождения детей, испытывающих школьные трудности. По данным аттестации школьников г. Москвы 8% не усваивают материал начальной школ, а 30% учащихся переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. 40% учащихся показывают высокий уровень утомляемости, влияющий на умственную и физическую работоспособность. Выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессом обучения детей и их индивидуальными возможностями позволит создать условия для успешной адаптации детей в образовательном пространстве школы.

Психолого-медико-социальное сопровождение школьников достигается через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач.

Следует выделить два основных направления сопровождения:
  • актуальное, ориентированное на решение злободневных проблем, возникающих у школьника в учебе или поведении;
  • перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Сопровождение возможно на основе комплексной диагностики индивидуально-психологических особенностей ребенка, оценки социального окружения, знания имеющихся в школе ресурсов по решению проблемы ребенка и способности специалистов организовать эти ресурсы в поддерживающие и корректирующие программы.