Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Во всех обстоятельствах и на всяком месте, меня сопровождает успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Волшебные сказки или чудеса психотерапии


Сомова Е.А.,
студентка 423 группы кафедры педагогики и психологии МГУКИ

Волшебные сказки или чудеса психотерапииНаши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни.  И сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Методика персонализированной сказкотерапии впервые была предложена Шалвой Александровичем Амонашвили в 1982 году и с тех пор непрерывно совершенствовалась. Неоднократно доказано, что этот метод положительно влияет на поведение и характер ребенка. Он становится более внимательным, отзывчивым, добрым и справедливым, у него развивается тяга к знаниям. Всё это происходит прежде всего из-за того, что ребенок старается подражать своему сказочному образу, который помогает людям, отвечает за свои поступки, побеждает трудности, защищает слабых. Кроме того, дети, которым много читали в раннем детстве, имеют богатый словарный запас, лучше усваивают школьный материал, легче учат стихи и иностранные языки, говорят более выразительно.
Процесс познания маленьким человеком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, наполненная Тайной и Волшебством, завораживающая и интригующая, часто служит самой короткой тропинкой, по которой можно пройти к Внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, фантазирование в рамках сказочной формы развивает личность взрослого, создает невидимый мост между ним и ребенком.
В связи с этим возникла актуальная потребность синтеза психологических наработок в доступной и привлекательной форме. Так появилась сказкотерапия. Основной ее задачей стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна данного метода.
Источниками концепции сказкотерапии являются работы как зарубежных, так и российских ученых: Б. Беттельхейма, К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Э. Фромма, Э. Берна, Н. Пезешкяна, В. Проппа, А. Захарова, А. Гнездилова, Е. Романовой, М. Осориной, исследования в области гештальттерапии, телесноориентированной терапии, арттерапии, психосинтеза, песочной терапии, НЛП, детского психоанализа.
Может показаться, что сказкотерапия адресована только детям. Но это не так. Взрослые, совершенно разные по своему статусу, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли! Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии. На сегодняшний день в психологической практике существует немало различных психотерапевтических техник, которые направлены на коррекцию супружеских отношений.

Волшебная сказка описывает процесс достижения героем цели (которую может достичь только он) с помощью путешествия в тридевятое царство и использования волшебных помощников.
Более близким к сказке является понятие о психотерапии в аналитической психологии Юнга. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов. Под архетипами понимаются формы поведения, режимы функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражаются в реальных образах и действиях. Их целью является привнесение в сознание подсознательного материала и его трансформация при этом. Этот процесс развития и трансформации Юнг назвал процессом индивидуации.
Сказки, хотя бы как проекции фантазии, тесно связаны с подсознанием и происходящими в нем процессами. В своей типичной структуре сказки описывают формы функционирования душевных сил и их целей.
Под индивидуацией Юнг понимал процесс обновления и расширения эго-сознания. Это предполагает, что сознание уже выделилось из матрицы подсознания, коллективного бессознательного, символизируемого Матерью. В результате такого отделения эго-сознание приобретает необходимую дистанцированность от подсознания и достаточно жесткие границы. Но в процессе отделения и обретения границ эго-сознание все больше теряет контакт со своей подсознательной основой. Наступает состояние диссоциации, несбалансированности между сознанием и подсознанием. Появляются симптомы, невротические расстройства.
Отделенное от своей питательной среды, эго-сознание рискует тем, что станет ригидным и стерильным, потеряет образующий смысл, умрет. Поэтому эго должно совершить возвращение к подсознательному источнику, коллективному матриксу, для того, чтобы обновить себя, чтобы получить доступ к новым архетипическим энергиям и образам. Это и описывается историей о путешествии героя, о нахождении новых помощников, о смерти и воскресении, о победе и воссоединении. В результате расширяется область сознательного, что уже само по себе дает целительный эффект.
Лжегерой, может быть, аналогичен всего лишь старому, прошлому "я", которое пытается воспользоваться результатами путешествия внутрь, не признавая произошедшей трансформации. Можно представить себе проверку результатов работы пожестче формата подстройки к будущему в НЛП, где человек максимально полно окунался бы в мир изначальных проблем - если у тебя так все здорово получается, покажи и докажи это вживую.
На самом деле герой в сказке подчиняется не авторитетам, но законам сказочного (т.е. подсознательного) мира. Он отправляется в головокружительное путешествие в неизвестный мир и берет с собой лишь простейшие правила поведения. Только их он и слушается. Плюс практически любая традиция, включая психотерапию, дает человеку проводника и учителя. Его тоже надо слушаться.
Традиции сказкотерапии продолжает и МОУ ЦПМСС «Успех». С помощью сказки психологи помогают детям проработать разнообразные страхи, найти пути выхода из различных кризисных ситуаций, организуются специализированные программы для лечения сказкой. Существуют различные классификации терапевтических сказок по тематикам: страхи, гиперактивность, агрессия, расстройства поведения (физические проявления), изменения семейного строя, вопросы детско-родительских отношений и психология потерь. Так же есть разделение терапевтических сказок по типологии: художественные, народные, авторские, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и др.
Данное направление психотерапии очень актуально в настоящее время, когда ритм жизни современного человека становится все динамичнее и уделить время  своему внутреннему миру порой не получается. Метод сказкотерапии помогает разобраться в себе и познать себя, раскрыть потаенные ресурсы психики человека.

Литература
  • 1.Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001. – 144 с.
  • 2.Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2006. – 316 с. – (Мастерская психологии и психотерапии).
  • 3.Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2006. – 233 с. – (Технологии Института сказкотерапии).
  • 4.Пропп В.Я. Корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2005.-331 с.