Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я формирую привычки, ведущие меня к успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Ролевая игра: история и современные формы


Лифанова Ю.П.
студентка 423 группы кафедры педагогики и психологии МГУКИ


Ролевая игра: история и современные формыРолевая игра (англ. Role-playing game - RPG) изначально возникла как  игра развлекательного назначения, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей и вместе пробуют создать какой либо сюжет или такой сюжет уже может быть создан заранее. Игроки могут свободно импровизировать, придумывать какие-то новые детали в ходе игры, но при этом это нововведение не должно выходить за рамки установленных правил.
Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.
Сюжет и основные правила предлагаются мастером игры или ее ведущему, именно он создает основу ролевой игры и контролирует ее процесс.
В практике психологии и психиатрии ролевая игра стала использоваться примерно в то же время, когда этот метод ввели в обучение иностранным языкам – с 70-х годов ХХ века.
В СССР появление ролевых игр началось с появлением настольных игр; в основном они строились или были придуманы энтузиастами на основе книг.
В настоящее время игры получили широкое распространение и большую популярность среди педагогов и психологов,  на предприятия и в компаниях, а также в других сферах общественной жизни.
Возможности этого метода обширны и многогранны, и имеют много перспектив для развития. Ролевые игры имеют разные классификации в зависимости от критерия. Сейчас существует много видов игр, одна из хорошо распространенных – деловая игра. О ней пойдет речь дальше.

Деловая игра
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений и они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США.
Она зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются так же и  в учебном процессе вузов, как педагогическая технология. Деловая игра хороший методов активного обучения, также его удобно использовать при проведении тренингов и на производстве для решения производственных и социальных задач.
С помощью игры можно достичь многие цели: сформировать мотивы и интересы, развить или сформировать умения и навыки, помочь установить активное взаимодействие и общение, активизировать умение индивидуальное и совместное принятия решений и др.
Деловая игра помогает найти новый способ выполнения  задачи или реагирования в сложной (экстремальной) ситуации путем применения специальных методов обсуждения, стимулирования творческого процесса (например, метод «Мозгового штурма»), позволяет запустить механизм реализации целей.
Кроме этого деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.
Деловая игра дает возможность оценить: уровень владения навыками; особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.); уровень коммуникативных навыков; личностные качества участников.
К тому же форма игры является более эффективной в отличие от тренинга, т.к. количество участников в деловой игре не ограничено, а продолжительность деловой игры может варьироваться от одного дня до недели.

Сценарий проведения деловой игры
Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. После проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.
Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.
После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы проводят обсуждение по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса и помощи игрокам.
По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции.  И в завершение делаются выводы и подводятся итоги.
Таким образом, достигаются цели игры и на этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое.

Цент психолого-медико-социального сопровождения «Успех»
Зная многофункциональность ролевых игр, можно предположить, что они используются повсеместно, в том числе и в социальных, психологических, детских центрах.
Например, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Успех». В центре существует множество программ, не похожих друг на друга и имеющих свои конкретные задачи.  Педагоги, психологи и другие работники центра используют разные методы их достижения, т.к. каждый ребенок требует индивидуального подхода, и заслуживают должного внимания, и конечно нет универсально метода, который разрешит все вопросы педагогов, детей и их родителей. Кроме этого не каждый метод может понравиться тому или иному участнику процесса.
Но всем мы в детстве любили вообразить себя взрослыми и взять на себя их роли. И до сих пор дети очень точно копируют наше поведение, эмоции и жесты. И делают это с большим удовольствием. Метод ролевых игр ничем не отличается от такого рода подражания. Поэтому является очень удобной и эффективной формой работы с детьми. Они легко поддаются и вживаются роль, что нам в свою очередь дает возможность раскрыть глубинные процессы и истинные причины возникших проблем.
Поэтому игры применимы ко всем программам и методикам центра «Успех», и их активно используют специалисты в своей работе.

Личный опыт
Как пример такой работы хотелось бы рассказать о своем опыте, который я получила, участвуя в подобной игре. 
Проходя практику в Центре «Успех», мне выпала возможность самой поиграть в одну из предложенных игр и познакомится с этим методом «изнутри».
На мой взгляд, не смотря ни на какие преграды, которые возникли до и в процессе игры, эксперимент прошел удачно, принес много интересной информации и эмоций.
Изначально нас познакомили с самим методом игры,  о его истории  возникновения, о целях, которые этот метод преследует и главных основоположниках.
После нам была предложена задачка, целью которой было активизировать наше мышление и направить его в более нестандартное, творческое направление.
Прослушав правила игры, задачу и основную проблему, мы разделились на группы, соответствующие условиям игры. Каждой группе соответствовали свои задачи, которые она должна была решить в процессе хода эксперимента.  Нам раздали материал, который содержал необходимую для игры информацию.
Далее мы должны были ознакомиться с материалами, посовещаться, сделать выводы  и приготовиться к итоговой части игры за определенное, заранее оговоренное, время.
В последней части игры мы подвели итог на основе всех сделанных ранее выводов.
В заключение каждый поделился своими мыслями и эмоциями. Так же проговорили недочеты и моменты, в которых была какая-либо сложность, определили - решена была или нет поставленная задача.

По моему мнению, метод ролевых игр очень удобен, прост и эффективен в использовании. Он достигает многих целей, с помощью него производится не только диагностика и анализ, но и имеет место быть воспитательный и обучающий момент.  Кроме этого, в процессе игры  развивается творческое мышление, и возникают новые идеи, не говоря, о том эффекте, которое она после себя оставляет – сближая людей и делая их более открытыми чему-то или кому-то новому. Все это говорит только о положительных качествах данного метода.

Игра это удачное сочетание полезного и приятного.