Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я радуюсь успехам окружающих, потому что успеха хватит не всех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Француаза Дольто и ее теория


Волкова Е.Ю.
студентка 423 группы кафедры педагогики и психологии МГУКИ
 

Француаза Дольто и ее теорияФрансуаза Дольто (1908 - 1988)  являлась известным педиатром, психоаналитиком, великим гуманистом, чутко улавливающим страдания самой обездоленной части общества – детей и стариков. Она отстаивала точку зрения, что нет детей, есть люди, и ценность детства в общем развитии человека чрезвычайно велика. Ее самые известные труды, изданные в России - "На стороне ребенка" и "На стороне подростка". Опираясь на передовые представления о важнейшем вкладе бессознательных процессов, особенно в доэдиповом детстве, разделяя взгляд Ж. Лакана на структурирование бессознательного, как структурирование языка и предавая важнейшее значение в развитии личности коммуникативным законам, сформулировала намного опережающую свое время теорию бессознательного образа тела. Своим учителем в работе с детьми она считала Софи Моргенштерн, первого детского психоаналитика во Франции, специалиста по детским рисункам, работавшую в Париже до начала 2-й мировой войны.

Теория «бессознательный образ тела и символообразующие кастрации»
В ходе своей многолетней аналитической практики Дольто создала собственный метод работы с детьми, уделяя особое внимание самому раннему, «архаическому» периоду жизни ребенка, рассматривая все его жизненные проявления – соматику, коммуникацию и аффекты – как сообщения, которые необходимо расшифровать и перевести в язык. Ее теория «бессознательного образа тела» стала теоретической попыткой осмыслить все то «неречевое» богатство телесного опыта, которое закладывается с самого момента рождения ребенка. Соответственно, этот образ тела является живым и подвижным синтезом всех эмоциональных и физических переживаний ребенка, своего рода бессознательной символической инкарнацией желающего субъекта, который существует и структурируется в отношениях с другими. Рассматривая человеческое существо как несущее в себе присущее только ему желание жить, расти и развиваться, она отстаивает право на уважения желания каждого, даже самого маленького ребенка, не подразумевая под этим удовлетворение всех его просьб и чаяний. Ответственное отношение к себе и к окружающим, по мнению Дольто, закладывается лишь благодаря языку, открытым ко всякому вопросу общением, смысл которого в том, чтобы объяснить каждому новорожденному, пришедшему в этот мир, его устройство, его правила и его законы. Выдвигая тезис о символообразующих кастрациях, Дольто постулирует, что на каждом этапе психического и физического взросления ребенка есть моменты, когда он вынужден столкнуться с ограничением своего желания и с невозможностью его реализации. Этот момент труден и мучителен для ребенка, но именно тогда он открывает, что культура и цивилизация накладывает запрет не на желание, а на неприемлемый человеческим сообществом – в перспективе коллективного сосуществования – способа его реализации и предлагает наработанные веками иные, сублимирующие способы его реализации.

Невозможно переоценить и созданную ей в конце жизни, на основании теории бессознательного образа тела, модель Зеленого Дома, в котором ей удалось найти тот целостный подход к пониманию развития человека, о котором столько говорят в научных и научно-практических кругах.

Первый Зеленый дом был организован Ф. Дольто в январе 1979 года в Париже. Он был задуман как место отдыха, общения и встречи с другими детьми и другими взрослыми и открыт для детей от 0 до 4 лет в сопровождении взрослых или же для будущих родителей, только ожидающих появление ребенка на свет. Зеленый Дом - это пространство слова, слова о повседневных заботах и о буднях воспитания, это место, где можно общаться, завязывая свои отношения с миром, с первых моментов жизни.

Сегодня подобные центры существуют во многих городах Франции, в Швейцарии, в Бельгии, Канаде а так же в России и многих других странах. На сегодняшний день в Москве центр ранней социализации "Зеленая Дверца" принимает детей раннего возраста (от 0 до 4 лет) и их родителей. Дети и родители могут находиться в центре в течение любого промежутка времени. Прием детей и их родителей осуществляется анонимно. Плата за пребывание в центре не взимается. Деятельность Центра направляется и контролируется Координационным советом, в состав которого входят представители организаций-соучредителей проекта, а также ведущие специалисты в области возрастной психологии, педагогики и педиатрии.

Цели и задачи центра:
  • Ранняя социализация детей.
  • Социальная адаптация родителей.
  • Профилактика психосоматических заболеваний.

В "Зеленой Дверце" все подчинено развитию личности ребенка: организация внутреннего пространства, правила, соблюдение которых неукоснительно для всех - и детей, и родителей, и персонала, атмосфера общения, которая обеспечивает эмоциональную защищенность и самостоятельность личности, независимо от возраста и индивидуальных особенностей.

"Зеленая Дверца" не является консультацией, где родители получают от специалистов прямой, вполне определенный ответ на трудные вопросы воспитания, где им советуют, как разрешить сложную семейную ситуацию или откорректировать сложные взаимоотношения с ребенком. Специалисты лишь помогают родителям лучше понять своих детей и свои проблемы. "Зеленая Дверца" позволяет родителям находить свой собственный ответ на эти вопросы, самим находить способ выхода из семейного тупика.

Пространство "Зеленой Дверцы" представляет собой открытое (для обозрения ребенка) помещение с несколькими функциональными зонами: раздевалка, зона тихих игр, зона шумных игр и катания на колесных игрушках. Здесь же расположена так называемая стенка сепарации с отверстиями, горкой и лесенками, подиум для «ползунков» - детей еще не умеющих ходить, "столовая" - место, где дети могут съесть то, что для них взяли с собой родители, место для игры с водой, "улица" или дорожка, которая соединяет все эти зоны.

В центре «Успех», где мы проходили практику, по методике Француазы Дольто работает психолог Ушакова Анна Андреевна. Она работает с дошкольниками и в своей работе активно опирается на постулаты теории «бессознательного образа тела», в чем ей помогает предыдущий опыт работы в «Зеленой дверце». В основном ее занятия проходят в игровой комнате, оснащенной различными игрушками, песочницей и другими необходимыми для работы с маленькими детьми материалами. Все это психолог активно использует и применяет в своих занятиях. Со студентами нашей группы Ушакова А.А. поделилась своим опытом, примерами из своей практики, осветила для нас некоторые теоретические аспекты, а так же способы применения данного метода работы.

Мое отношение к теории «бессознательного образа тела» и методам работы, основанным на данной теории весьма положительное. На первый взгляд эта теория у многих не вызывает доверия. Это объясняется тем, что  очень распространенным является мнение, что маленькие дети ничего не понимают, что им не только не стоит объяснять многие вещи, происходящие в их жизни и жизни их семьи, но более того, нужно умалчивать о многом, пока они не вырастут и не будут в состоянии все это осмыслить, понять и принять. Ф.Дольто же, напротив, призывала относиться к ребенку как к полноценной личности и обговаривать с ним все. И я считаю, что это правильно. Мне тоже порой трудно поверить в то, что младенцы способны понять и воспринять все, что говорят ему взрослые, все что происходит вокруг него, а главное отреагировать на это соответствующим образом. Но не нужно забывать, что есть множество подтверждений тому, что данная теория весьма действенна и приносит свои положительные плоды. К тому же «Зеленые дверцы» работают по всему миру уже более 30 лет, родители приходят туда и получают необходимую им помощь.

Но мне кажется, что данный метод, как и все другие, не является универсальным и должен использоваться в интеграции с другими  теориями и методами.