Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
У меня есть все для успешной и счастливой жизни
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

КОНСОЛИДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА ПМСС «УСПЕХ» В СОПРОВОЖДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ


Калинская Элина Витальевна
учитель-логопед Центра ПМСС «Успех»

Современное образование выделяет одну из важных и ответственных задач обучения русскому языку в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Этой задаче уделяется особое внимание, так как развитая связная речь школьника является основой успешного обучения и что также значимо для его свободного общения в социуме.

Анализ учебно-методической литературы показал, что в содержании программ по русскому языку в начальных классах превалируют вопросы развития речи: основные разделы программ по русскому языку называются «Обучение грамоте и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Однако анализ письменных работ и устных рассказов младших школьников, направленных в связи с неуспешностью в обучении на Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) городского округа Химки Московской области, показывает низкий уровень формирования устной и письменной речи у 25% прошедших обследование.

Специалисты коррекционной педагогики это связывают с увеличением в последнее десятилетие количества детей с отклонениями в развитии - парциальной несформированностью ВПФ (высших психических функций) и СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), в том числе существенным изменением контингента детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение. Так в более сложных условиях адаптации к школьному обучению, при изменении ведущего типа деятельности обнаруживается недостаточная готовность к усвоению письма и чтения, особенности когнитивного развития и др.
Следовательно, необходимо изменить и усовершенствовать оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям.

В нашем Центре психолого-медико-социального сопровождения «Успех» коррекционная работа, ориентируясь на социальный заказ, образовательные стандарты, коммуникативные цели и содержание языкового образования, строится таким образом, чтобы последовательность подключения специалистов обеспечивала благоприятные условия развития детей.

Уровень сопровождения школьника определяется, прежде всего, основополагающими (базисными) знаниями и умениями в областях, обеспечивающих эффективную учебную деятельность. Поэтому развитие речи, без которого принципиально невозможно успешное школьное обучение, становятся одним из предметов особой заботы и внимания педагогов нашего Центра.

Существует ряд аспектов развития речи. Важнейшие – чтение и письмо, так как они необходимы в условиях нового информационного общества, предъявляющего каждому человеку требования созидательной, социальной, коммуникативной активности. «Чтение – это одно из тех ценностей, которые актуальны всегда и которые служат и будут служить основой для становления, развития речевой культуры» [5].

Но чтение по различным обстоятельствам не престижно среди учащихся, находящихся на сопровождении в нашем Центре психолого-медико-социальной помощи. Исследуя интересы детей, мы выявили, что они с большим вниманием воспринимают и гораздо лучше выполняют упражнения по развитию речи в компьютерном варианте.

Сегодня развитие науки и компьютерных технологий нередко диктуют образованию, как инновационно организовывать учебный процесс.

Инновация (in - в, novys - новый) – в дословном переводе с латинского «в новое». Эта точность акцентирует наши изыскания на глубинном, процессуально уровне.

Анализ теории и практики развития речи свидетельствует о том, что инновационные процессы должны касаться содержания образования и педагогических технологий, так как:
  • Традиционный темп обучения отстаёт от постоянно увеличивающейся скорости появления новых знаний.
  • Средства активизации речевой деятельности современных школьников устарели.
Отсюда вытекает проблема: каким образом обеспечить эффективность преодоления трудностей чтения и письма в современных условиях?

В связи с тем, что на сопровождении находится 78% мальчиков, и интерес к компьютерным программам у них ярче выражен, мы разработали программу «Учимся вместе», учитывающую эту и другие специфики школьников, пришедших к нам на сопровождение.

Новизна программы «Учимся вместе» заключается в применении такого метода обучения как мультимедиа.

Мультимедиа (multimedia от лат. multus - много и англ. media - носитель) — совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео) [3]. Этот метод позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, обеспечивающий благоприятные условия для предотвращения педагогического отчуждения ребенка и выправляющий индивидуальное развитие каждого нуждающегося ученика, а так же решить задачи развития речи, не решаемые в рамках других педагогических подходов.

В исследованиях психологов отмечается положительное влияние мультимедийных средств, направленных на совместную работу обоих полушарий головного мозга, каждое из которых обладает взаимодополняющей специализацией по отношению к другому [4].

Нужно отметить, что метод использования мультимедиа в образовательном процессе уже воплощается в нашей стране и за рубежом.

Анализ исследований отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютера в коррекционно-образовательном процессе свидетельствует об уникальных результатах в развитии мышления, речи, памяти и личности ребенка в целом (И. Смит, О.И. Кукушкина, К. Дамико, М.Пелленд, Е.И. Машбиц, В.П. Беспалько, А. Шарп, Л.Р. Лизунова и др.).

В связи с этим предложенный специалистами коррекционной педагогики инновационный путь широкого использования мультимедийных технологий был реализован при составлении программы «Учимся вместе».

Данная программа разработана на основе использования мультимедийных компьютерных программ для детей 5-10 лет обучающего и развивающего характера, поступающих в продажу любого книжного магазина, супермаркета или Интернет-магазина [1].

Мультимедийные обучающие программы (МОП) интерактивны (англ. interactive — взаимодействующие друг с другом) и содержат, как правило, игровой компонент. В них пользователь взаимодействует с виртуальной средой, которая создаётся с помощью различных средств представления информации - аудиальной, визуальной, тактильной - и реагирует на выполняемые им действия. Комплексно воздействуя на все каналы восприятия обучаемого, МОП обеспечивают одновременное поступление информации и становятся полифункциональным методом обучения [3].

Таким образом, МОП позволили значительно расширить границы предъявления информации программы «Учимся вместе», эффективно решать её задачи:
  • Формировать и совершенство­вать устную связную (контекстную) речь.
  • Обеспечивать качественность этапа формирования готовности к овладению навыками письменно-речевой деятельности.
  • Восстанавливать пробелы знаний, вырабатывать умения и навыки выполнения типовых практических заданий по чтению и письму, т.е. применять полученные знания на практике.
  • Вырабатывать умения анализа и нахождения решений в нетипичных проблемных условиях.
  • Контролировать и дифференцировать оценивание уровней знаний и умений.
Кроме того, их внедрение в сопровождение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом [2].

Коррекционные занятия по программе «Учимся вместе» — это работа нескольких специалистов (психолога, логопеда, нейропсихолога, дефектолога), основанная на использовании традиционных практических упражнений, дидактических игр, элементов репродуктивной, продуктивной и других видов форм деятельности и ассистирующей мультимедийной технологии, что в итоге способствует усвоению учащимися школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность программы проявляется не только в преодолении недостатков формирования устной и письменной речи, но и в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность пространственных представлений, низкий уровень развития зрительно-моторных координаций, объёма и концентрации внимания, трудности переключения и распределения внимания, несформированность межполушарных взаимодействий и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности.

Маршрут сопровождения младшего школьника по преодолению трудностей формирования навыков чтения и письма выстроен таким образом, что на подготовительном этапе коррекционной работы, ведущим специалистом является психолог. Занятия по программам «Секреты чтения» и «Занимательное письмо» для детей младшего школьного возраста способствуют развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, пространственно-временных представлений, внутренней и внешней речи. Тем самым устраняют или смягчают психологические причины нарушения письма и чтения.

Задача логопеда на следующем этапе сопровождения состоит не только в коррекции нарушений устной и письменной речи, но и в поиске и реализации инновационных форм взаимодействия с ребенком и его окружающей средой, нейтрализации факторов риска социальной дезадаптации, актуализации индивидуальных возможностей развития ребенка. Одновременно по показаниям ведутся занятия дефектологом «Ритмический теппинг» и нейропсихологом «Учимся в движении».

Результаты работы специалистов показывают, что ни у одного учащегося, занимающегося по программе «Учимся вместе» с применением МОП, дополнительных ухудшений речевой функции не наблюдалось. К тому же не констатировано ни одного факта логопедического сопровождения ребенка без положительной динамики.

Систематическая и последовательная реализация программы «Учимся вместе» с использованием МОП привела нас к следующим выводам о её практической значимости:
выявляет у школьников недостатки формирования тех или иных видов учебной деятельности;
  • позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, пространственных представлений, необходимых для дальнейшей учебной деятельности;
  • помогает учащимся лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности (пересказ, рассказ, чтение и др.);
  • меняет отношение ребёнка к новому классу техники: не только играть, но и получать знания, выполнять упражнения;
  • позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении;
  • способствует возникновению у детей положительных эмоциональных реакций;
  • вызывает у школьников интерес к логопедическим занятиям и стремление достичь поставленной цели;
  • усовершенствует двигательные навыки, мелкую и крупную моторику;
  • снижает утомляемость, повышает работоспособность;
  • не требует значительных финансовых вложений.
Таким образом, консолидация специалистов Центра, осуществляющих сопровождение младших школьников с трудностями чтения и письма по программе «Учимся вместе», позволяет сохранить принципы развития не только речи, заложенные прогрессивными деятелями различных наук, но и развития личности ребёнка.

Литература
  • 1. Калинская Э.В. Использование обучающих компьютерных игр как ассистирующей технологии логопедической работы. // Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения. Материалы IV международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2009. С. 70-74.
  • 2. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения http://www.logopunkt.ru/forlog4.htm
  • 3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник [Электронный ресурс]. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
  • 4. Подкопаев Д.А. Развитие понятийнообразного мышления студентов в условиях мультимедийного представления информации // Человек и образование. – 2009. - № 1 (18), с. 129-134.
  • 5. Полякова Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. // Школьная библиотека. 2006. №4.