Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я избираю путь любви, радости, мира и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Несколько слов о школьной тревожности


Марахова В.А.

Педагог-психолог
психотерапевт МАОУ Лицея № 17


В настоящее время все большее распространение получает школьная тревожность и это не случайно. Познание – всегда открытие чего-то нового, а все новое вызывает у человека беспокойство и неопределенность. Однако стоит отметить факт, что оптимальная учеба сопровождается более или менее систематическими переживаниями тревожности, но они не должны превышать «критической точки» каждого человека, приводящее к дезорганизации.

Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее у человека в результате воздействия на него различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители, так и внутренние. К внешним раздражителям можно отнести окружающих людей и различные жизненные ситуации, а ко внутренним – состояние человека, его жизненный опыт.

Условно можно выделить два вида тревоги: мобилизующую и расслабляющую. Первая, в свою очередь, дает дополнительный импульс к деятельности, а вторая – снижает эффективность вплоть до полного ее прекращения.

Школьная тревога – самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, ожидание плохого в отношении себя, отрицательная оценка педагогов и сверстников – вот проявления волнения. Когда боязнь школы и тревога существуют на неосознанном уровне – речь уже идет о школьном неврозе, который может сопровождаться головокружениями, повышением температуры и другим соматическими нарушениями.

К числу факторов, способствующих формированию и закреплению тревожности можно отнести:
  • Неадекватные ожидания со стороны родителей;
  • Неспособность учащегося справиться с учебной программы;
  • Учебные перегрузки;
  • Неблагоприятные отношения с педагогами;
  • Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
  • Смена или непринятие личности в школьном коллективе.
Младший школьный возраст является наиболее «эмоционально насыщенным», что связано с расширением потенциально тревожных событий, оценочных ситуаций, публичность школьной жизни. Начало проявлений школьной тревожности начинается тогда, когда семилетний ребенок, учитывая компоненты кризиса семи лет, с началом школьной жизни особенно возбудим, раздражителен. Он старается привыкнуть к новой позиции школьника.

Проявления тревожности могут быть различными: пассивность на уроках, скованность и смущение при ответах, попытки «прятаться» среди одноклассников не привлекая внимания, раздражительность, агрессивность, рассеянность и снижение концентрации внимания, различные физиологические проявления (бледность или краснота, дрожь, непроизвольное мочеиспускание).

Работа со школьной тревожностью безусловно должна прежде всего включать в себя психопрофилактическую деятельность.

Коррекционное направление должно основываться на психологической работе, работе с родителями и педагогами. Психологическая грамотность учителей и внимание родителей к своему ребенку помогут предотвращать трудности в области школьной тревожности и способствовать их эффективной коррекции.
 

По материалам книги «Школьная тревожность» А.В. Микляева, П.В. Румянцева