Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Выбирая светлые мысли, я программирую себя на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Учебные трудности пятиклассников


По материалам газеты «Школьный психолог», апрель 2002г.

Катречко О. В.
Педагог-психолог

Много трудностей возникает у детей при переходе из начальной школы в среднюю. В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. Возможно снижение успеваемости.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Кроме того, трудности может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенности речи, стилю преподавания каждого учителя. В связи с этим на первых порах очень важна поддержка и помощь родителей. Для того, чтобы осуществить эту помощь, педагогам и родителям важно знать основные причины трудностей, которые возникают у школьников при переходе в пятый класс.

Какие же конкретно трудности возникают:

1. Недостатки учебной подготовки
У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть недостаточно сформированы учебные умения и навыки. Количество материала, который дается детям для усвоения и запоминания значительно увеличивается. Много ресурсов организм тратит на адаптацию к новым условиям, в связи с чем могут возникнуть проблемы ребенка, связанные со вниманием, памятью. Поэтому, на первых порах, некоторым детям вновь понадобиться помощь родителей в выполнении домашнего задания. Не ругайте детей за это, не принижайте их, а постарайтесь помочь. Через некоторое время, когда дети адаптируются к новым условиям, они смогут справляться самостоятельно.

В нашем Центре с учащимися 5-6 классов проводятся занятия по программе «Зеркало перемен». На программе мы изучаем с ребятами внутренний мир человека в увлекательной форме путешествия по «Королевству внутреннего мира». Ребята знакомятся с такими понятиями как «внимание», «память», «воображение», «мышление». Выполняя различные задания в игровой форме, начинают понимать, что эти психические процессы не просто даны нам природой в неизменном виде, но их можно развивать. А это, в свою очередь, помогает ребенку полнее познавать окружающий мир. Дома родители также могут помочь своему ребенку в развитии памяти, воображения, внимания. Для этого сейчас есть много средств – различные головоломки, книжки-задания, компьютерные развивающие программы. Объясните детям что компьютер – это не только возможность играть в «стрелялки», но и возможность использовать развивающие игры. Старайтесь уделять время ребенку, будьте заинтересованы сами, и ребенок, также, заинтересуется.

2. Во власти эмоций
Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные затруднения в преодолении и внешних, и, тем более, внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, надо, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего мальчика или девочки положительные эмоциональные переживания. Наши занятия мы строим по принципу «безоценочного принятия», а также стараемся сделать занятия увлекательными. Мы не оцениваем ребенка по тому, какие оценки он получает в школе – «отличник» он или «троечник». Мы работаем с ребенком «Здесь и Сейчас». И ребенок откликается на такое отношение интересом, желанием здесь и сейчас что-то сделать хорошо и даже лучше других. В школе же, зачастую, неся на себе «печать» троечника или хулигана, ребенок просто не имеет силы преодолеть это. Ему проще (меньше энергетических затрат) «плыть по течению».

При оказании им помощи в учебе важно использовать юмор, так как юмор, в этом возрасте, имеет большое значение для развития познавательного компонента деятельности детей. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и использовали юмор в общении с ними. Напряженную обстановку можно разрядить с помощью юмора. Многие, достаточно сложные вещи, хорошо запоминаются в шутливой форме: «Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Вообще проявление чувства юмора является одним из показателей психического здоровья человека.

3. В поисках критериев
В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессией, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во многих других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

 На занятия в Центр приходят дети, имеющие проблемы в обучении и коммуникации с другими людьми. Чаще у таких детей бывает заниженная самооценка. Обращая внимание на то, как ведет себя ребенок, стараемся скорректировать его самооценку. Общаясь с ребенком, проявляйте уважение к нему, разбирайте ситуации, которые возникли в школе, обсуждайте, как лучше поступить в той или иной ситуации. Если ребенок знает, что вы не будете его ругать, а будете подходить конструктивно к решению его проблем, то он станет вам доверять и прислушиваться к вашим советам. Если трудности все же возникают, всегда есть возможность обратиться за консультацией в наш Центр. Ребенок также может пройти диагностическое обследование, что дает возможность понять, в чем кроются его проблемы – в когнитивной сфере, эмоциональной или сфере общения.