Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Успех и личностный рост неразрывно связаны в моей жизни
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Как помочь подростку в преодолении школьных трудностей


Выступление педагога-психолога Центра «Успех» Катречко О.В. на ММО округа Химки, «Работа с подростками».
20.11.12г.

В нашем Центре по программе «Зеркало перемен» занимаются дети с парциальной несформированностью когнитивного компонента, регуляторного компонента, несколько детей имеют парциальную несформированность смешанного типа и частичную несформированность учебных навыков. У таких детей страдает произвольная саморегуляция – целеполагание, программирование и контроль, поведение этих детей часто не адекватно ситуации, страдают ВПФ – внимание, память, пространственно-временные представления.

Следствием такого развития является то, что поведение детей с СДВГ определяется в значительно большей степени факторами внешней среды, чем внутренними инструкциями, правилами, а, следовательно, главный способ влияния на поведение такого ребенка – соответствующая организация внешней среды.
Понятие организации среды, по нашему мнению, выходит за пределы сугубо физического пространства и должно отвечать следующим требованиям:

1. Среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка.
В среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении (например, в классе можно повесить плакат с правилами).
В программе «Зеркало перемен», мы осуществляем это за счет принятия правил, - это 3-4 правила, которые мы обсуждаем с детьми, три из них предложены психологом, а еще одно или два ребята могут предложить от себя. Существует определенный ритуал приема правил (он может быть различным). На программе, мы зажигали свечу и каждый принимал правила. В дальнейшем, сначала психолог напоминает правила, затем и сами ребята напоминают друг другу о правилах поведения, т.к. они и сами начинают чувствовать, что с правилами легче жить.

В семье, где растет ребенок с СДВГ, родителям также можно рекомендовать принятие четких правил, что можно, а что нельзя. А так же строгую систему поощрений и наказаний за нарушения, что позволит родителям избегать нервных срывов на ребенка, а ребенку четко понимать, за что его наказывают, а какое поведение поощряется.

В школе учитель должен быть обязательно осведомлен, что у ребенка есть соответствующие особенности развития. Такого ребенка надо сажать рядом с учителем, чтобы учитель мог чаще обращать на него внимание, подальше от таких отвлекающих предметов как окна и шкафы с книгами. Наиболее частая ошибка сажать такого ребенка на последнюю парту и «пусть что хочет, то и делает». В этом случае без внешней помощи со стороны учителя, ребенок, скорее всего не сможет надлежащим образом работать и вести себя на уроке. Хорошо, когда ребенок сидит с ровесником, который может служить моделью, образцом надлежащего поведения.

2. В благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным, и таким образом способствовать уменьшению проблем со вниманием.
В рамках программы мы изучаем с ребятами внутренний мир человека, говорим о внимании, памяти, чувствах и других психических процессах, характере, в увлекательной форме путешествия по «Королевству внутреннего мира», используя элементы сказкотерапии (Хухлаева О.В., 2012г., Вачков И.В., 2012г.), различные веселые разминки (Фопель К., 2010г.). Используем элементы упражнений из арсенала нейропсихологии (Семенович А.В., 2008г.), программы «Жизненные навыки», разработанной авторским коллективом – С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова. О.И. Еронова, Е.А. Пояркова, 2012г.

3. В благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а нежелательное наказаниями.
На наших занятиях мы используем систему жетонов, которые в конце занятия мы меняем на конфеты, наклейки и т.п. В школе можно придумать другие виды поощрений (чаще хвалить, поддерживать, подходить к ребенку, устанавливать зрительный контакт). Можно ввести и систему жетонов, но тогда надо распространить ее на всех учеников класса, что в немалой степени может сплотить ребят, если за жетоны, они, к примеру, будут получать общее поощрение или какую-либо привилегию (например, небольшое уменьшение домашнего задания).

В семье также родителям можно рекомендовать жетонную или бальную систему, как бы, не казалась она родителям формальной. Возможно, даже составить список поощрений, за сколько баллов ребенок может иметь то или иное поощрение или привилегию. В семье, это конечно сделать легче, чем в школе.

Очень важно, чтобы принципы организации среды были понятны ребенку, основные правила поведения были четкими, видимыми, наглядными – на стене или на парте; чтобы ребенок хорошо понимал, почему эти правила важны и знал последствия их соблюдения или нарушения. Но часто от родителей можно слышать, что за формальные отношения вы нам предлагаете, типа «ты мне, я тебе». Но факт остается фактом для таких детей это наилучший способ существования в нашем мире, а так же сохранения нервов родителей и учителей.

Родителям и учителям следует не конфликтовать, а сотрудничать и здесь связующим звеном может стать школьный психолог. В начале введение этих стратегий, конечно, потребует дополнительных сил и времени, но в дальнейшем они значительно улучшают ситуацию в классе и позволяют педагогам работать более эффективно (эксперимент в школах г. Львова, Романчук О.И., 2010г.).

Проблемы со вниманием у детей с СДВГ возникают не потому, что они не могут сконцентрироваться, а потому, что им тяжело удержать внимание на чем-то неинтересном. Когда ребенок смотрит мультфильм, он сконцентрирован. И мы понимаем, почему: яркие картинки, интересный сюжет, частая смена кадров, музыкальное сопровождение. Занятия на программе «Зеркало перемен» мы стараемся проводить разнообразно, с использованием музыки, интересных заданий, разминок, интерактивных игр. Дети с СДВГ могут перевозбуждаться, поэтому заканчиваем мы занятие всегда в кругу, шеринг и прощальная песня.

В школе – на уроке, учитель может использовать маленькие хитрости: интриговать детей открытыми вопросами, использовать юмор, рассказывать истории и приводить интересные примеры. Активное привлечение детей к работе, диалог с ними (а не только монолог учителя по теме). использование наглядного материала, интересных заданий, подаваемых маленькими порциями, тоже эффективные тактики. Хороший результат мог бы дать индивидуальный подбор заданий для ребенка с особыми потребностями – они должны быть, безусловно, меньше по объему, чем задания для других детей. Внимание ребенка с СДВГ обычно значительно лучше в ситуации один на один, поэтому таким детям показаны индивидуальные дополнительные занятия с учителем или старшеклассниками (как раньше, были подшефные классы, или хорошие ученики «брали на буксир» тех, кто не успевает), на мой взгляд, это очень хороший опыт прошлых времен.

Для более эффективной помощи детям с особыми потребностями в нашем Центре мы предполагаем, организовать группы Встреч (термин К. Роджерса) для родителей детей имеющих поведенческие проблемы, проблемы обучения и коммуникации со сверстниками. На этих встречах, которые будут построены по типу тренинговых занятий, родители смогут поделиться своими чувствами, страхами, переживаниями, связанными с проблемами поведения их детей, получить консультацию психолога, узнать некоторые особенности развития детей младшего подросткового возраста, а также выполняя упражнения, получить новый опыт общения со своими детьми.

Еще одна программа, которую мы хотим ввести в нашем Центре, это программа «Жизненные навыки». Программа рассчитана на детей, которые не имеют проблем с обучением, но имеют проблемы с коммуникацией в классе, что приносит им и их родителям немало страданий. Это групповые занятия, в небольших группах, время проведения 1,5-2 часа. Занятия платные.

В заключении, хочется сказать, что современному миру, который сейчас, в большей мере ориентируется на индивидуализм (не путать с индивидуальностью), конкуренцию и как следствие, антагонизм между людьми (либо ты победишь, а я проиграю, либо наоборот), хотелось бы противопоставить кооперативную модель обучения, которая помогает детям, путем поощрения сотрудничества между ними, открыть радость и богатство совместной деятельности. И соответственно строить дружбу между детьми, способствовать развитию взаимопомощи, здоровой самооценки.

Девиз кооперативной модели: «мы оба выиграем, если будем сотрудничать, и вместе мы можем достичь значительно больше, чем каждый по отдельности».

Список литературы
  • Белопольская Н.Л. Детская патопсихология, Москва: Когито-Центр, 2010, - 351 с.
  • Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. Москва: Генезис, 2011. – 288 с.
  • Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. – Москва: Генезис, 2012, - 416 с.
  • Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, Москва: Генезис, - 336 с.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к твоему «Я», Москва: Генезис, 2012, - 207 с.