Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я отождествляю себя с успехом и изобилием
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Приемы саморегуляции психических состояний у детей


Кунакова Н.Ю.
педагог-психолог
Приемы саморегуляции психических состояний у детей
Известно, что психические состояния влияют на продуктивность деятельности, общение, поведение в процессе учебы. Большая интенсивность положительно окрашенных состояний и меньшая интенсивность отрицательных обусловливает эффективность продуктивных действий. В состоянии эмоционального напряжения ослабевают процессы мышления, теряется уверенность в своих силах  и блокируется проявление волевых качеств. Негативные психические состояния отражаются и на телесном уровне. Успех обучения зависит не только от качеств личности, но и его психических состояний ребенка. Обладая ресурсным психическим состоянием, ученик добивается большой продуктивности в учебной деятельности. Если у ребенка затраты энергии соответствуют его ресурсам, либо быстро восполняются, это говорит о его психологическом здоровье.

Сохранение психического здоровья  напрямую связано с такими механизмами саморегуляции, которые сформированы интуитивно в ходе жизненного опыта, либо которым ребенок может быть обучен специально. Практика свидетельствует о том, что в абсолютном большинстве случаев процесс становления саморегуляции у детей, поиски приемов и стратегий преодоления трудных ситуаций протекает стихийно, без какого-либо активного участия взрослых. Дети самостоятельно, методом «проб и ошибок» пытаются найти удобные для себя приемы, помогающие справиться с ситуацией, сохранить уверенность и спокойствие, не растеряться при возникновении затруднений.

Наиболее распространенные приемы саморегуляции  психических состояний у детей и подростков следующие:
  • самоприказы, формулы самовнушения («Не волноваться!», «Спокойно!», «Все будет хорошо» и пр.)
  • отключение - переключение;
  • общение;
  • двигательная разрядка, расслабление.
В большинстве случаев дети находят для себя эти приемы самостоятельно, иногда источником информации служат для них книги, телепередачи или  взрослые из ближайшего окружения. Потребность в совершенствовании системы саморегуляции очень актуальна в этом возрасте.

Отключение – переключение используется чаще всего, когда ребенок испытывает:  апатию, скуку, одиночество, злость, печаль, волнение. Ребенку помогает пережить эти состояния организация обстановки, круга людей, замещающих видов деятельности. Другой часто используемый способ саморегуляции – общение с друзьями и близкими, в процессе которого происходит освобождение от тягостных тревог, переживаний. Использование общения как способа саморегуляции отрицательных состояний может рассматриваться, как эмпирически найденный и стихийно сложившийся способ групповой психотерапии.

Использование самопроиказов вырабатывает у ребенка связь между речью и действием. Среди других способов применяются размышления и рассуждения, упрощение ситуации, использование положительных образов и воспоминаний, представление ситуации в позитивном ключе. Эти приемы уменьшают энергетический компонент негативного состояния, снимают нервное напряжение.   Интересно отметить, что больше всего приемов используется для регуляции состояний обиды, усталости, меланхолии, грусти, огорчения.

Учитывая естественную тенденцию развития и становления саморегуляции психических состояний, в Центре «Успех» разработано несколько программ по совершенствованию саморегуляции у детей школьного возраста: «Переменка», «Лесенка радости», «Палитра», «Зеркало перемен», «Школа внимания». Составляющим элементом всех программ являются упражнения на снятие внутренних напряжений, уменьшению интенсивности негативных психических состояний у детей. Обучение методам саморегуляции проводится на групповых и индивидуальных занятиях. Универсальная методика коррекции психических состояний – «Календарь радости». Автор - И.С. Шемет (1989 год).

Предложите ребенку вечером, перед сном вспомнить все события, которые приятно тронули его, удивили, согрели, понравились. Это может быть новая мысль, посетившая его, или ласковое слово, которое он услышал или сказал. А, может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта.

Первое время может показаться, что ничего не происходит. Но это не так. Ежедневно человек испытывает хотя бы один миг счастья. А с каждым днем радостных событий будет становиться все больше. Они начнут наполнять жизнь ребенка и украсят ее. Человек, который чувствует это, спокоен и уверен.

Вы можете предложить ребенку записывать радостные события или рисовать их. Главное условие – делать это ежедневно в течение 3-х недель. Так у него сформируется навык саморегуляции своего состояния на основе интеграции положительных эмоций.

У детей сильно выражено эмоциональное отношение к миру, но намного слабее развит сознательный компонент регуляции состояний. Им нужна помощь взрослого в мысленном отреагировании событий дня. У младших школьников можно выделить несколько «баз радостей»
  • вкусное
  • любовь и одобрение взрослых
  • игры со сверстниками
  • успехи в школе
  • подарки, игрушки
  • телепередачи
Если какая-то из этих зон не представлена, жизненное пространство ребенка не заполнено и ему нужна психологическая поддержка. С 3-4 класса ребенок может вести записи в «Календаре радости» самостоятельно и периодически возвращаться к нему. У подростков преобладает тенденция избегания неудач («Мама не ругала», «Не спросили на уроке»).

С малышами можно поиграть в игру: кто больше соберет радостных событий – листочков на дерево радости или монеток в сундучок радости. Не забываем, что «календарь» подразумевает ежедневную работу. Можно повесить рисунок ребенка на видное место и тогда он будет напоминать ему о приятных событиях.

Если ребенку трудно отыскать в прожитом дне что-либо приятное, сделайте это вместе, помогите ему, обратите его внимание на светлые события жизни, отвлеките от тревожного и грустного.

Рекомендуем родителям начать с себя и использовать эту методику параллельно с ребенком. Это создает эффект согласованности в отношениях с ребенком, повышает общую мотивацию. Кроме улучшения психического состояния ребенка «Календарь радости» позитивно влияет на его творческое развитие и детско-родительские отношения.