Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я иду по пути процветания и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Влияние трудных жизненных ситуаций на проявления психических состояний у детей школьного возраста

Влияние трудных жизненных ситуаций на проявления психических состояний у детей школьного возраста


Кунакова Н.Ю.
педагог-психолог

Психические состояния человека сопровождают любое проявление его жизнедеятельности: познавательную (любопытство, заинтересованность, озадаченность, рассеянность, задумчивость, сомнение и др.), волевую (активность, пассивность, решительность, нерешительность), эмоциональную (настроение, аффект и др.).

Формирование умений регулировать свое психическое состояние, то есть поддерживать его в рамках оптимального, является частью системы саморегуляции. Развитие у ребенка способности к саморегуляции собственной активности, деятельности и поведения является главным моментом становления личности. Особое значение для развития системы регуляции психических состояний имеют трудные жизненные ситуации.

Например, в ситуации экзамена нервно-психическое состояние повышается по сравнению с обычным во время урока или занятий дома. Чем сильнее рассогласование между его уровнем и  оптимальным, тем труднее человеку извлечь информацию из памяти. У детей с высоким уровнем ситуативной тревожности часто наблюдаются трудности воспроизведения материала в школе во время контрольных работ.

Трудные ситуации в жизни детей встречаются не реже, а даже чаще, чем у взрослых. Согласно определению, даваемому психологами (Т. Томашевский, М.Тышкова), какая-либо ситуация становится трудной, если возникает несоответствие между ее основными элементами: потребностями (целями) человека, его возможностями и условиями деятельности. Иначе говоря, трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь) и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такие рассогласования препятствуют достижению первоначально поставленной цели, влечет за собой возникновение отрицательных эмоций и переживаний, вызывает дискомфорт. При определенных условиях это может иметь неблагоприятные последствия  для развития личности ребенка.

Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер у детей, а у взрослых становятся устойчивыми личностными образованиями. Существует два  главных вектора по преодолению трудных жизненных ситуаций. В зависимости от обстоятельств, усилия могут быть направлены на изменение условий ситуации (во вне), либо на изменение (развитие) собственных способностей и возможностей (внутрь).

Если найден конструктивный способ выхода из ситуации, то это повышает запас жизненных сил, формируются чувства уверенности в себе, компетентности и самоценности. Закрепление неконструктивных способов поведения, не приводящих к реальному разрешению трудных ситуаций, может приводить к деформации в личностной развитии и вызывать нарушение психического здоровья ребенка.

Трудные ситуации, с которыми сталкивается ребенок, могут быть преходящими, быстротечными, будничными (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ дома); кратковременными, но очень значимыми (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненной ситуации). Ситуации длительного действия связаны, как правило, с семейной или школьной обстановкой (противоречивое или авторитарное воспитание, развод родителей, алкоголизм в семье, неуспеваемость, неспособность справиться с учебной нагрузкой и т.д.)

Для дошкольников и младших школьников наиболее психологически трудными являются ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности. Для школьников более типичны ситуации, связанные со снижением ценности Я.

Существуют, так называемые, «ситуации стресса обыденной жизни». Это повседневные, повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (ссора с приятелем, ответ у доски, посещение зубного врача и др.). Их влияние на развитие личности ребенка не менее велико. Объясняется это тем, что такие мелочи жизни надо преодолевать, каждый раз находя то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях ребенок приобретает опыт (удачный или не очень) преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Например: поссорившись с приятелем, ребенок может первым пойти на примирение или упорно выжидать, пока этот шаг предпримет друг, или обратиться за посреднической помощью к третьему лицу. В каком состоянии  и как долго ребенок будет находиться в такой ситуации, какие способы регуляции своего состояния у него имеются, как часто он будет попадать в такие ситуации – это решающим образом зависит от опыта разрешения подобных ситуаций.

Однако, есть большие различия в восприятии одной и той же ситуации разными людьми, что определяется личностной значимостью для каждого. Будет ли данная ситуация представлять для человека трудность, зависит от того, как он ее воспринимает, оценивает, интерпретирует.

Интересно исследование Е.Е.Даниловой, проведенное ею с младшими школьниками и младшими подростками в 1990 г. Большинство ситуаций, которые дети называют трудными, оказались типично учебными, с которыми школьники сталкиваются практически ежедневно. Самые распространенные среди них следующие.
  • Проверка знаний во время контрольных и других проверочных, особенно письменных работ.
  • Ответ ученика перед классом (особенно травмирует возможность ошибки при ответе, что часто вызывает критику учителя и смех одноклассников).
  • Получение плохой отметки (качество отметки является величиной субъективной, «плохой» может быть названа не только «двойка» но и оценка в 3 и 4 балла).
  • Неудовлетворенность родителей успеваемостью детей (что служит источником наказаний и различных запретов).
К числу часто называемых детьми трудных ситуаций относятся:
  • Конфликты со сверстниками (ссоры, драки, изолированность в группе).
  • Конфликты со взрослыми (их основная причина – непослушание ребенка, нарушение им установленных правил, после чего следуют воспитательные санкции со стороны взрослых, не всегда справедливые с точки зрения детей).
  • Ситуации публичного выступления (концерт, спортивные соревнования).
  • Когда у ребенка что-то не получается, не выходит.
  • Физическая травма или опасность ее получения (падения, ушибы).
Каждая из этих ситуаций может стать для ребенка серьезной проблемой, о чем взрослые могут и не подозревать. Поэтому очень важно. Чтобы дети умели адекватно относиться к таким неизбежным трудностям, учились конструктивно, а значит без ущерба для своего здоровья справляться с ситуациями. О том, как научить ребенка справляться с трудными психическими состояниями, сохранить уверенность и спокойствие, не растеряться при возникновении трудностей, в следующей статье: «Приемы саморегуляции психических состояний». Она будет полезна и родителям, и школьникам.