Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я формирую привычки, способствующие моему успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Внимание

Внимание


Н.Л. Богачкова
Педагог-психолог

Учебная деятельность требует усидчивости, самоорганизации, ответственности и, конечно, внимания.
Внимание – направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них.

В каждый момент времени человека окружает большое количество раздражителей: свет, звуки, ощущения, мысли и т.д. Именно благодаря вниманию в мозг поступает ровно столько информации из внешнего мира, сколько нам нужно. Если бы не было такого «фильтра», как внимание, то мозг человека не смог бы избежать перегрузки. Из многообразия внешних воздействий наше сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для нас наиболее важными и значимыми в данный момент, а остальные раздражители в это время не замечаются. Это и есть процесс внимания.

Виды внимания
  • непроизвольное и произвольное внимание
  • непосредственное и опосредствованное внимание
  • чувственное и интеллектуальное внимание
  • природное и социально обусловленное внимание
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание возникает под действием внешних факторов (яркий свет, резкий звук, острый запах и т.п.) или внутренних факторов (потребности, чувства, интересы, и т.п.). Например, мы можем не замечать небольшого шума в комнате, но если неожиданно раздастся громкий звук, он непроизвольно привлечет наше внимание. В случае воздействия внутренних факторов наше внимание привлечет тихий звук значимого для нас разговора, а не громко работающее радио.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью. Произвольное внимание включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы в течение определенного времени сосредотачиваться на каком-либо объекте. Обычно оно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием конкурирующих друг с другом интересов.

Произвольное внимание развивается из непроизвольного, оно не формируется на пустом месте. Основа формирования произвольного внимания – увлечения, интересы, желания ребенка.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Непосредственное внимание, так же как и непроизвольное, человек имеет с момента рождения.

Опосредствованным называют внимание, в котором процессы управляются с помощью специальных средств: жестов, слов, предметов. Наиболее простым средством управления вниманием являются жесты, движения головой в сторону объекта, на который необходимо обратить внимание. Когда люди изобрели язык и стали пользоваться им в процессе общения, то появились слова и выражения, цель которых заключается в том, чтобы управлять вниманием людей: «Посмотри ...», «Послушай ...», «Обрати внимание ...».

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Природное внимание дано человеку в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс). Уже в конце первого месяца жизни ребенок начинает обращать внимание на новые раздражители. Это свидетельствует о том, что его природное внимание включилось в работу.

Социальным или социально обусловленным называется внимание, которым человек не располагает с рождения и которое приобретается в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, представляющим собой человеческую культуру: к книгам, к музыке, к произведениям искусства, к событиям, происходящим в обществе и т.д. Социальное внимание возникает тогда, когда основные жизненные, органические потребности человека достаточно полно удовлетворены.

Свойства внимания:
  • устойчивость
  • концентрация
  • переключаемость
  • распределение
  • объем
Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени концентрировать внимание на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания зависит от разных причин. Это и индивидуальные физиологические особенности человека (свойства его нервной системы, общее состояние организма в данный момент времени); и психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.); и мотивация (наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимость для личности); и внешние обстоятельства осуществления деятельности.
Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени.

Концентрация внимания – это степень сосредоточенности внимания на одном и том же объекте или предмете.
При хорошей концентрации внимания посторонние раздражители не могут отвлечь человека от объекта/предмета, которым он поглощен.

Переключаемость внимания – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Переключаемость проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на несколько фокусов, одновременно выполнять несколько различных действий или следить за несколькими предметами. Распределение внимания зависит от того, насколько связаны между собой объекты. Невозможно одновременно делать два дела, не умея каждое из них делать в отдельности. Также распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

Внимание является основой любой интеллектуальной деятельности.
Своего особого содержания внимание не имеет, но является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, делаем, запоминаем. Таким образом, внимание является свойством различных психических процессов.

Социально обусловленное, произвольное и опосредствованное внимание –, это приобретенные виды внимания. Ребенок начинает активно пользоваться этими видами внимания только к концу дошкольного возраста. При этом виды внимания, которые человек получил от природы, не пропадают. Ими человек продолжает пользоваться и будучи взрослым. В тех случаях, когда человеку для удержания внимания на объекте достаточно того, что он получил от природы, он пользуется врожденными видами внимания. Это требует меньших затрат энергии, чем мобилизация приобретенных видов внимания, но последние гораздо более продуктивны.

В следующей статье мы рассмотрим внимание младших школьников.