Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я – воплощение изобилия и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Занятия с детьми дома


Развиваем объем и концентрацию внимания


Кривуля А.П.
педагог-психолог
Занятия с детьми дома
1. Игра «Спички»
В этой игре участвуют два человека. Ведущий (взрослый) берет две спички и бросает их на стол, так чтобы они упали в произвольном порядке. Второй участник игры (ребенок) внимательно смотрит на упавшие спички. Стараясь запомнить их взаиморасположение и направление головок. Затем спички закрываются листом бумаги или перегородкой.

Задача второго участника максимально точно зарисовать на листе бумаги расположение спичек и направление головок.

Примечание
Начинаем с 2 спичек. Время на запоминание равно количеству бросаемых спичек или чуть больше (для 2-3 спичек около 5 секунд). После того, как получен устойчивый результат (взаиморасположение спичек будет каждый раз полностью совпадать), можно добавить ещё одну спичку.

2. Игра «Учимся говорить на сверхъестественном языке»
В этой игре ведущий называет любое слово, а задача второго участника произнести это слово наоборот, т.е. с конца.

Например
сон (нос) , рак (кар), мел (лем), лён (нёл), дым (мыд), год (дог) и т.д.

Примечание
Начинайте со слов, которые состоят из трех букв. Не используйте более длинные слова, пока ребенок не начнет уверенно справляться с самым простым уровнем сложности.

3. Игра «Что-то тут не так..!»
Ведущий ставит в ряд от 5 до 15 некрупных предметов. Дается 3 минуты на запоминание ряда. Ребенок (дети) отворачивается, а ведущий изменяет что-нибудь в этом ряду (последовательность предметов, их расположение в пространстве, количество и так далее).

Задача внимательно рассмотреть предметы и сказать, что изменилось, что не так?

Примечание
Если ребенок хорошо справляется с заданием, раз от разу надо увеличивать количество предметов и число изменений.

4. Игра «Общий звук»
Ведущий читает ребенку 4 слова, в которых повторяется одна и та же буква.

Задача ребенка - услышать, какой звук повторяется в каждом слове и назвать его.

Например
Верх, ковер, свая, овал (во всех словах повторяется звук «в»)
Бар, рыба, короб, рельсы (во всех словах повторяется звук «р»)
и т.д

5. Игра «Муха» (Вариант 1)
Для это игры Вам понадобиться бланк (Загрузить бланк 1)

 «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда муха полетела (муха полетела вверх;  муха полетела вправо; муха полетела вниз; муха полетела влево), а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказал(а) следующий ход, то «пойманную» муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет с центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше - значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоем мешке - значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты. Начнем?».

Примечание
  • В роли ведущего можно выбрать любого ребенка, который будет управлять полетом мухи.
  • В случае если ребенку трудно удается игра, пометьте верх, низ, право, лево соответствующими буквами, чтобы несколько облегчить процесс.
  • Если ребенку сложно уследить за перемещением мухи только глазами, на первом этапе можно разрешить ему следить за мухой, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая помещается в клетку, в которой находится муха.
  • По мере тренировки можно усложнять игру:
    • ускорять темп и удлинять маршрут «полета» мухи (делать по два хода);
    • еще более сложный вариант, когда ребенок следит за передвижениями мухи с закрытыми глазами, мысленно представляя ее маршрут.

6. Игра «Муха» (Вариант 2)
Для это варианта игры Вам понадобиться бланк (Загрузить бланк 2)


«В центре поля (3х3) сидит муха, которая живет в пределах девяти комнат. На каждый ход она может пролететь только одну комнату. Каждый участник делает по одному ходу, говоря, так: «Муха полетела вверх / вправо / вниз / влево». Другие участники внимательно следят глазами за передвижением мухи.

Задача муха не должна вылететь за границы поля.

Примечание
  • См. примечание варианта игры 1
  • Усложнение игры заключается в «закрытии комнат», т.е ведущий говорит: «А сейчас комната (например А1) закрывается, и в нее муха попасть не может». Таким образом, из девяти комнат остается только восемь, в пределах которых муха может передвигаться.

7. Упражнение «Охота на буквы» (Вариант 1)
Для это упражнения Вам понадобиться бланк (Загрузить бланк 3)

Различные варианты этой игры направлены на разви­тие таких свойств внимания, как концентрация (первый ва­риант), переключение (второй и третий варианты), распреде­ление (четвертый вариант).

Первый вариант
Вариант инструкции 1 задача ребенка - за 2 минуты найти и вы­черкнуть в тексте как можно больше заданных букв. В лесу (в тексте) спрятались птицы (заданные буквы). «Охотни­ку» нужно отыскать и поймать (увидеть и зачеркнуть) как можно больше птиц.

Вариант инструкции 2 «Сейчас ты будешь охотником. Тебе нужно поймать в волшебном лесу как можно больше птиц. Правда, времени у тебя мало: в волшебном лесу ты можешь оста­ваться только 2 минуты. Вот здесь - вход в лес (в начале тек­ста поставьте стрелочку, обозначив то место, с которого сле­дует начинать поиск), сегодня ты охотишься на куропаток (буква «К»). Иди по лесу и зачеркивай все буквы «К», которые ты встретишь (более сложный вариант когда одна  буква зачеркивается, а другая подчеркивается). Старайся ни одной не пропустить - эти ку­ропатки очень хитро прячутся. Как только я скажу «стоп», остановись и покажи мне то место, в котором ты вышел из леса. Если ты пропустишь меньше четырех птиц, значит, ты прошел испытание и можешь переходить на следующий уровень».

Примечание
Первый вариант упражнения направ­лен на развитие концентрации внимания: ребенку нужно сконцентрироваться на одной заданной букве и за 2 мину­ты вычеркнуть в тексте как можно больше букв и как мож­но меньше пропустить. Следите за тем, чтобы ребенок ис­кал заданные буквы последовательно, перемещаясь по тек­сту со строчки на строчку, а не вел хаотичный поиск без программы. Задача - не просмотреть как можно больше строчек текста, а пропустить как можно меньше букв. От­личный результат - если, независимо от того сколько стро­чек просмотрел ребенок, он пропустил 4 и меньше букв. Если ошибок (пропусков) значительно больше, не перехо­дите пока к следующим вариантам. По мере тренировки количество просмотренных строчек будет увеличиваться, а количество ошибок уменьшаться. Ребенок может сорев­новаться со своим прошлым результатом, для этого не за­бывайте каждый раз подсчитывать, сколько букв (птиц) ре­бенок поймал, а сколько от него убежало: например, вче­ра ты поймал 17 птиц и 8 тебя обхитрили, а сегодня охота удачнее - 19 пойманных и всего 6 пропущенных. Вы мо­жете подключить ребенка к проверке его результата, ска­зав, что все ошибки («хитрые» птицы, которым от тебя уда­лось спрятаться), найденные им самим, не засчитываются. Для проверки можно выбрать ручку другого цвета.

Список используемой литературы:
  • С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова «Развиваем внимание».- Эксмо, 2010.
  • А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова «Развиваем память».- Эксмо, 2009.
  • Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников». Ось-89, 2006.
  • С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева «Учиться на пятерки по чтению. Как?». АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.