Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое мышление настроено на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Как помочь ребенку преодолеть страх перед учителями и одноклассниками?

Часть 2


В предыдущей статье «Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой?» были рассмотрены различные причины и возможные способы преодоления страхов ребенка перед школой. В данной статье рассматриваются такие причины школьной тревожности как: страх ребенка перед учителем и конфликты с одноклассниками.
1. Страх перед учителем или директором, конфликт ребенка с учителем

Несложившиеся отношения с учителем в начальной школе могут послужить причиной множества сложностей в будущем. Ведь учитель становится для ребенка следующей по значимости фигурой после родителей. Если учитель слишком строг, не принимает ребенка, не ценит его успехов, слишком часто наказывает, это может привести к заниженной самооценке, снижению мотивации к обучению в дальнейшем. Возможно, между учителем и ребенком просто не возникает взаимопонимания. В младших классах это явление достаточно редкое, т.к. первую учительницу любят почти все дети. А вот в средней школе это очень распространенная причина нежелания ребенка идти в школу. Определить ее легко – ребенок отказывается идти в школу (или идет в нее нехотя) именно в те дни, когда по расписанию у него стоит предмет того или иного учителя.

Общие рекомендации:

  • Если Вы считаете, что педагог слишком строг с вашим ребенком и не уделяет ему должного внимания, обязательно побеседуйте на эту тему с учителем, обсудите с ним особенности ребенка, совместные приёмы и способы Вашего поведения в данной ситуации.
  • Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разные. Некоторые решаются относительно легко, некоторые, к сожалению, являются неразрешимыми. Если ситуацию категорически нельзя исправить, то лучшим вариантом будет перевод ребенка в другой класс/школу.
  • Не стоит, обойдя классного руководителя и учителя-предметника, сразу обращаться к администрации школы. Чаще всего директор учебного заведения не осведомлен о конфликтах, которые происходят в том или ином ученическом коллективе. Прежде всего, нужно поговорить с классным руководителем – чаще всего он бывает в курсе подобных конфликтов. Прислушайтесь к его советам – возможно, он знает выход из сложившейся ситуации.

Как найти общий язык с учителем?


  • Помните, что только в содружестве с учителем можно добиться хороших результатов. Учитель — Ваш союзник и помощник в деле воспитания Вашего ребёнка. Поэтому относитесь к учителю как к важному деловому партнёру, уважайте его, в любой ситуации сохраняйте терпение, такт, доброжелательный тон, будьте вежливы.
  • Возьмите себе за правило никогда не обсуждать слова и поступки учителя в присутствии ребёнка. Школьник должен знать, что в семье учителя уважают, считаются с его мнением.
  • Старайтесь не игнорировать замечания или требования учителя, даже если Вы с ними не согласны. Если вас что-то не устраивает, лучше тактично скажите об этом учителю, не держите обиды в себе. При этом, избегайте обвинений и агрессии.
  • Обязательно посещайте родительские собрания, будьте в курсе всех событий, происходящих в классе и школе, принимайте активное участие в жизни класса.
  • Ваш учитель — скорее всего женщина. Не забывайте проявлять к ней внимание. Вежливость, комплимент, небольшой знак внимания, лишнее «спасибо» приятны любому человеку.
  • Помните, что у учителя тоже есть семья, поэтому все вопросы, касающиеся Вашего ребёнка, старайтесь решать во время рабочего дня.


2. Конфликт ребенка с одноклассниками

Если ребенка не понимают в классе, у него нет друзей или его бьют (как например, мальчиков) или насмехаются над ним (как например, у девочек), то у такого ребенка естественным образом не возникает желание посещать то место, где его обижают. Необходимо помнить, что в любом коллективе есть так называемые «заводилы», лидеры, организующие вокруг себя небольшие группы, в которые входят «избранные». И если по какой-то причине, порой самой прозаичной, ребенок не попал ни в одну из этих групп, он начинает чувствовать себя изгоем, у него развивается комплекс неполноценности, и он всяческими путями будет избегать общения с отвергнувшим его классом, и, соответственно, у него не будет абсолютно никакого желания ходить в школу.

Общие рекомендации:

  • Не стоит сломя голову бежать в школу и устраивать «разборки» с обидчиками Вашего ребенка. Это не принесет желаемого эффекта, а одноклассники станут относиться к ребенку еще хуже.
  • Не давите на ребенка, не старайтесь «лезть ему в душу». Не ограничивайте его и позволяйте самому определиться – с кем дружить, а с кем нет.
  • Если обида, нанесённая вашему ребёнку, была единичной, то постарайтесь не вмешиваться в конфликт. Подскажите сыну или дочери, как помириться с одноклассниками, и пусть дети попробуют сами решить эту проблему.
  • Если же Вашего ребёнка дети обижают постоянно (обзывают, толкают, провоцируют на драку) и сам он не в состоянии справиться с данной проблемой, начинайте принимать меры. В первую очередь поговорите с учителем, выясните причину конфликта. Может быть, учитель, поговорив с ребятами, сможет разрешить их конфликт. Также попробуйте поговорить с родителями обидчиков (только предварительно согласуйте это с учителем). В разговоре сохраняйте терпение и доброжелательный тон. Помните, что Вы не имеете права выяснять отношения с чужим ребёнком, тем более угрожать ему. Хорошо, если бы дети вообще не были в курсе «выяснения отношений» между взрослыми.
  • Помните, что часто бывает так: сегодня дети — враги, а завтра — неразлучные друзья. Поэтому «не сжигайте за собой мосты», попробуйте сдружить детей с помощью совместных прогулок, посещения разнообразных детских мероприятий.
  • Поощряйте новые знакомства Вашего ребенка, разрешайте ему приводить в дом друзей. Станьте другом для своего сына или дочери – и тогда он сам расскажет Вам о своих друзьях, о времени, проведенном вместе с ними.

Список используемой литературы:
  • А.Л. Венгер, Г.А Цукерман «Психологическое обследование младших школьников» М.:Владос-Пресс 2007 г.
  • О.В. Чистякова «Памятки для родителей младших школьников» СП.: Литера 2009 г.
  • Т.Б. Анисимова «Ваш ребенок идет в школу» Ростов н/Д: Феникс 2005 г.
  • Использованы материалы сайтов: www.znaikak.ru, www.psyvita.ru/shkolyari/31, www.kid.ru/problems/111-2.php3, www.wday.ru/psychologies/experts/q/765.

Педагог-психолог Кривуля А.П.