Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Достижение успеха – один из способов самореализации
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Проблемы леворуких детей

Завершена работа городской Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Наряду с другими проблемами обращает на себя внимание факт увеличение числа детей, выполняющих задания левой рукой. И не менее значимо отношение родителей к этому факту: от настороженности до убеждённости в признаке гениальности. Давайте попробуем разобраться подробнее: что же такое леворукость? Какой она бывает? Обратимся к специалисту по этому вопросу – Марьяне Безруких.
Проблемы леворуких детей
Марьяна Михайловна Безруких - доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии Российской Академии Образования, специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей. Лауреат Премии Президента в области образования.

М.М. Безруких - автор более 350 научных работ, автор более 50 книг и пособий для педагогов и родителей, таких как «Ребенок идет в школу», «Проблемные дети», «Леворукий ребенок», «Знаете ли вы своего ученика?», «Ступеньки к школе», «Ребенок-непоседа» и многих других.
В своей статье «Они не хуже, просто другие» Марьяна Михайловна сразу указывает на то, что леворукость - индивидуальный вариант нормы. Ведь если у леворукого ребенка нет никаких нарушений в состоянии здоровья, речевом и психическом развитии, то можно говорить, что у него практически нет никаких особенностей отличающих леворукого ребенка от праворукого. Автор констатирует, что часто можно слышать: леворукие дети более возбудимы, эмоциональны, неловки. А разве мало таких детей среди праворуких?! Поэтому-то: леворукость - индивидуальный вариант нормы.

Далее Марьяна Михайловна рассказывает, что леворукость бывает разной. Она может быть генетически закрепленная, то есть передаваться по наследству как по женской, так и по мужской линии, от бабушки к внукам от родителей к детям. Таких, людей в любой популяции примерно одинаковое количество - 9-11%. Это число леворуких людей остается постоянным на протяжении многих десятков лет. По последним исследованиям, в России количество леворуких детей достигает 24-25%. Наверное, нет ни одного класса, в котором не было бы хотя бы одного леворукого ребенка. Поэтому проблемы связанные с обучением таких детей, интересуют многих учителей и родителей.

Так кто же эти леворукие дети? Марьяна Михайловна разъясняет: «Это совершенно особая группа детей. В специальной литературе подобная леворукость, которая не имеет генетического фона, то есть не передается по наследству, называется патологической, потому что фоном для ее возникновения является нарушение функционирования левого полушария. Почему именно левого? Установлено, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга, действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких – правое».

Марьяна Михайловна напоминает, что детский организм очень пластичен, поэтому, если у ребенка отмечается нарушение функционирования левого полушария, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя его функции. Но в этом случае ведущей рукой становится левая. Очень часто подобная леворукость носит еще название компенсаторной, учитывая ее механизм. Поэтому, если не переучивать леворукого ребенка и повторно не заставлять левое полушарие выполнять те функции, от которых оно само отказалось, тогда у ребенка не будет никаких проблем в обучении. А если все-таки будем переучивать леворукого ребенка работать правой рукой, то есть будем заставлять трудиться левое - ущербное ранимое полушарие, вот тогда мы создадим весь комплекс проблем. Это вторая группа леворуких детей. Но это еще не все.

Леворукость может быть вынужденная. Такая леворукость возникает в результате травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую. Такие дети не являются леворукими по организации мозга, но наиболее активной у них будет левая рука. Значит ли, что этих детей надо переучивать? Да конечно нет! Ведь в результате травмы, особенно продолжительной, складывается определенная система связей, включающая работу руки и мозга. Таким образом, среди леворуких детей можно выделить как минимум три группы.

В заключение автор делает вывод: преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием, или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга.

Поэтому очень важно определить ведущую руку еще до школы или в первые дни обучения. Обычно рукость устанавливается у ребенка к четырем годам. Именно в это время родители должны определить, леворук ли их ребенок? Для этого можете обратиться в наш Центр «Успех».
Проблемы леворуких детей


Материал подготовила Калинская Э.В.