Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Успех любит меня
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Особенности адаптации первоклассников к школе
Термин «адаптация» означает приспосабливание к среде. Применительно к школьной адаптации – это приспосабливание к функционированию в роли школьника, выполнение учебных и социальных требований, предъявляемых к нему образовательным пространством школы. Адаптация идет на уровне поведения и на личностном уровне, то есть формируются установки, свойства, потребности, черты характера, необходимые для формирования учебной деятельности.
Но есть и другое толкование термина «адаптация», как готовность к развитию. Адаптированный ребенок становится субъектом саморазвития, использующим данную социально-педагогическую среду для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. Адаптированный ребенок ощущает себя в школе полноценным человеком, способным развиваться в этой среде и решать противоречия со средой.
Таким образом, социально-психологическая адаптация первоклассника представляет собой процесс активного приспособления. Он заключается в том, что ребенок сам пытается, с одной стороны, «встроиться в среду», а с другой, «пристроить ее к себе». Помощь взрослого нужна ребенку в «зоне ближайшего развития» новых способностей, когда он готов осваивать что-то новое, но не может разобраться в этом самостоятельно. Наиболее тяжелы для психики ребенка первые 6-9 недель пребывания в школе. Данные медиков показывают, что у 60% детей снижается масса тела к концу первой четверти, появляются жалобы на усталость, сонливость, снижение уровня работоспособности.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Специальные игровые упражнения помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель должен создать в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Адаптация ребенка к школе напрямую зависит от его взаимоотношений с учителем. Формой выражения этого отношения является стиль общения. Именно стиль  общения может затруднять овладение ребенком учебной деятельностью, а порой приводит к тому, что трудности, связанные с учебой, начнут восприниматься им, как неразрешимые, порожденные его неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребенка не компенсируются, если не находится значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случае повторяемости складываются в картину синдрома школьной дезадаптации.

Чтобы помочь ребенку в первый месяц пребывания в школе, чаще обсуждайте с ним следующие вопросы:
  • Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
  • Что значит быть школьником?
  • Зачем нужно учиться?
  • Что такое правила школьной жизни?
  • Где в школе находится ваш класс,  столовая, библиотека, медицинский кабинет?
  • Как себя вести на переменах и на уроках?
Современная школьная среда вариативна по условиям обучения, программам, статусу школы. Необходимо учитывать: насколько соответствует подготовка ребенка к школе требованиям данного образовательного учреждения.

Есть данные о том, что у значительного количества детей, поступающих в первый класс, биологический возраст на год – полтора отстает от паспортного. Таким образом, по своим психологическим характеристикам многие первоклассники не готовы к обучению. В общеобразовательных учреждениях повышенного статуса (лицеи, гимназии), как правило, проводится собеседование с детьми при поступлении в школу. Благодаря диагностическому собеседованию, педагоги оценивают параметры школьной зрелости ребенка. По мнению учителей, современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых поколений. Для большинства дошкольников очень эффективны курсы подготовки к школе, особенно если их программа включает комплексный подход к проблеме готовности. И все же трудности первого года обучения в школе сопровождают значительную часть первоклассников. Чтобы помочь своим детям, следует обратиться к специалистам службы сопровождения в школе или в наш Центр. Практическая реализация помощи идет в трех направлениях:
  • Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка, соотнесение с требованиями школы (консультация педагога-психолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога).
  • Проведение развивающих занятий по программам: «Помоги Сереже», «Занимательное письмо и чтение», «Лесенка радости» и др.
  • Коррекционная работа с детьми, имеющими стойкие признаки школьной дезадаптации (консультация психотерапевта, дефектолога).

Анкета для родителей первоклассников
  • Охотно ли ребенок идет в школу?
    а неохотно; б без особой охоты; в с радостью;
  • Вполне ли приспособился к школьному режиму?
    а пока нет; б не совсем; в в основном, да;
  • Переживает ли свои учебные неудачи?
    а скорее нет, чем да; б не вполне; в в основном, да;
  • Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
    а иногда; б довольно часто;
  • Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
    а в основном, отрицательный; б положительных и отрицательных примерно поровну; в в основном, положительный;
  • Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
    ______________________________________
  • Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
    а довольно часто; б иногда: в не нуждается;
  • Как ребенок преодолевает трудности в работе?
    а перед трудностями сразу пасует: б обращается за помощью; в настойчив в преодолении трудности;
  • Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
    а сам этого сделать не может; б иногда может; в как правило, может;
  • Часто ли ребенок жалуется на одноклассников?
    а довольно часто; б бывает, но редко; в такого не бывает;
  • Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой?
    а нет; б скорее нет, чем да; в да
  • Ухудшилось ли состояние Вашего ребенка за период обучения в школе?
    а да; б нет; в не знаю;
  • Поддерживаете ли Вы отношения с родителями Вашего ребенка?
    а да; б нет; в иногда

Шифр:
дезадаптация 1а, 2а, 3а, 5а, 7а, 8а, 9а, 10а, 11а

адаптация 1в, 2в, 3в, 4б, 5в, 7в, 8в, 9в, 10в, 11в


Педагог-психолог - Кунакова Н.Ю.