Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я открываю в себе мудрость, необходимую для успешной жизни
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Роль пространственных представлений ребенка в процессе школьного обучения
Пространственные представления - это представления о про­странственных и пространственно-временных свойствах и от­ношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными простран­ственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соот­ношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
При изучении математики пространственные представле­ния нам нужны для:
  • понимания разрядного строения числа (15 и 51 различают­ся только «местом» входящих в их состав цифр);
  • понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
  • правильного, незеркального, написания пространственно сходных цифр (6 и 9);
  • вектора направления счетных операций (сложение-вычитание);
  • представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве;
  • понимания условий задачи: часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных входящих в ее состав условий (напри­мер, ша столько-то больше» или «во столько-то больше»). В данном случае ребенок может знать все правила и алгоритмы решения, но не понимать условий задач на нахождение веса, скорости, расстоя­ний, части от целого и т, д.;
  • операций с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции;
  • работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом).
В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:
  • графически-пространственный образ буквы, который яв­ляется основой овладения навыками письма и чтения (например, правильное написание и узнавание прописных букв б и д, которые отличаются только положением крючочка, — вверх или вниз; «ш» и «и» (сколько крючочков — два или три); правильное, незер­кальное написание (буквы э, з, с));
  • для полноценного овладения письмом ребенку необходи­мо взаимно трансформировать пространственную последователь­ность графических знаков и временную последовательность звуко­вых комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове);
  • пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я сделал раньше?» и т. д.
У детей с несформированностью пространственных пред­ставлений обычно беспорядок в тетрадях: они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существи­тельное с предлогом (например, «наполу» или «надстолом»), не со­блюдают правил переноса.

Про­странственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во вну­треннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире.

Сложнейший механизм развития пространственных пред­ставлений начинается еще в самом раннем детстве и формиру­ется постепенно. Формирование пространственных представле­ний связано с использованием разных систем ориентации в про­странстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее есте­ственной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Освоение пространствен­ных характеристик среды осуществляется на основе представле­ний о схеме собственного тела и двигательной активности в ре­альном, жизненном, заданном пространстве. Развитие идет от головы к рукам и в дальнейшем — к туловищу и к ногам, вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем — по отношению к телу в целом и только после этого — относительно собственных рук.

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве. Мы воспринимаем пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Вот почему пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт ребенка, углубляются его знания об окружающем мире, расширяется сфера его практической деятельности.

Сначала начинает формироваться представление о собственном теле (со-матотопические представления) и о расположении внешних объ­ектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и расслабления мышц, ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым. Ребенок начинает пони­мать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело, то есть вследствие превращения телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое. Когда ма­лыш еще только тянется к погремушке, у него начинает форми­роваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает склады­ваться представление о правом и левом, т. е. продолжает формиро­ваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формиро­вания различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

С появлением речи становится возможным вербальное обо­значение пространственных отношений и понимание слов «даль­ше», «вверху», «сзади» и т. п. сначала по отношению к себе, а потом по отношению к другим объектам. С появлением в активном слова­ре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «дале­ко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются простран­ственные представления.

На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схема­тичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок на­чинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.

Последний этап формирования пространственных пред­ставлений включает в себя ориентацию в так называемом квази­пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например нотная запись, представ­ления о времени, понимание логико-грамматических конструкций («собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»).

Перечисленные уровни не просто надстра­иваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций: праксиса (адекватно координированное действие, сопровождающее­ся развернутым контролем), гнозиса (процесс опознания стиму­лов разной модальности), устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.

Рассмотрим какую роль играет пространственный фактор при развитии памяти?

Говоря об информации, хранящейся в памяти, мы, так или иначе, отдаем себе отчет в том, что она не хранится там как попало, и извлекаем мы ее из своей памяти совсем не так, как извлекают­ся вслепую бочонки из мешочка при игре в лото. Выбирая нужную информацию, мы должны попасть в определенную точку простран­ства своей памяти.

Важное место занимает пространственный фактор и при развитии восприятия. Не секрет, что для получения более пол­ной картины восприятия лучше потрогать воспринимаемый предмет, пощупать его, прикоснуться к нему. У детей тактильно-пространственное восприятие представлено в жизни довольно ин­тенсивно. Например, из логопедической практики известно, что при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв.

Таким образом, чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется», «станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на письме). Более того, если ребенку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, то сложности могут возникнуть и при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т.д. Поэтому, чтобы в школе не было проблем, стоит уже сейчас уделить внимание играм, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления.

Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как «Кубики Кооса», «Разрезные картинки», «Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», нейропсихологические пробы и тесты. Практически каждая психологическая методика может дать определенную информацию о сформированности того или иного уровня пространственных представлений.

Список используемой литературы:
  • А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова «Изучаем пространство».- М.: Эксмо 2009 г.

  • Семаго Н.Я. «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы» Дефектология, №1., 2000 г.

  • Статья: Т. Гогуадзе «Пространственные представления и дислексия в школе».

Педагог-психолог Кривуля А.П.